بســـــــــم الله الرحمن الرحيـــــــــم

 

Некоторые, часто на заданный им правовой вопрос отвечают тем, что в этом вопросе наличествует разногласие между учеными. Они перечисляют существующие по данному вопросу мнения, и оповещают, что все эти мнения высказаны авторитетными учеными, поэтому последовавший одному из этих мнений не будет осуждаться. То есть оставляют невежественного человека перед выбором поступать на своё усмотрение, толкая его к тому, чтобы он выбирал на основании своих страстей, а не на основании знания.

 

Шейху Ибн ‘Усаймину задали вопрос: «Отвечая на вопрос обычных мусульман, стоит ли упоминать о наличие разногласия в этом вопросе?»

Шейх Ибн ‘Усаймин ответил:  “Нет, нет, нет, никогда. Если простолюдин обратился к тебе за фатуа, то дай ему фатуа согласно тому, что ты считаешь правильным (раджих). А если это избранное мнение противоречит тому, чему следуют люди (определённой местности), то дай ему это фатуа скрыто, если вопрос касается иджтихада (приемлемый для разногласия) и нет в этом противоречия тексту (Корана или Сунны). Скажи ему: «Это фатуа между мной и тобой». А если этот вопрос (которому следуют люди) противоречит тексту (Корана или Сунны), то дай фатуа открыто и не обращай внимание. Однако, не упоминай ему про наличие разногласий, ведь если даже простолюдины говорят: «Если желаешь запутать человека, то предоставь ему выбор», тогда что сказать, если это касается вопросов религии? И поэтому мы всегда говорим требующим знание: «Не разъясняйте простолюдинам спорные положения, а иначе вы ввергните их в замешательство».

Также мы говорим тому, кто знает семь видов чтения Корана: «Не читай этими способами перед простолюдинами, ибо если ты прочитаешь иным видом чтения, не тем, которое у них в Мусхафе, то вызовешь у них путаницу»”. Сл. “Ликъа Баб аль-мафтух” № 32.

 

Также, когда к шейху Салиху аль-Фаузану (да хранит его Аллах) обратились с вопросом: “Некоторые, когда к ним обращаются за фетвой по какому-либо вопросу, отвечают словами: «Сказал Абу Ханифа так-то, Малик, аш-Шафи’и и Ахмад сказали так-то», и оставляют обратившегося с вопросом без разъяснения того, какое из этих мнений отвечающему представляется более правильным. Что делать в таком случае этому человеку, обратившемуся за фетвой?”

Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) ответил: “Этот отвечающий ничего не сделал, а лишь в еще большее замешательство привел обратившегося к нему за фетвой. Он ничего не сделал, не решил проблему. Человек, обратившийся к нему за фетвой в состоянии сам взять книгу по разногласиям, и прочитать: «Такой-то сказал так, а такой-то сказал этак». Однако он не знает, какое из этих мнений является правильным. А ты, отвечающий, не преподнес ему что-либо. Напротив ты усложнил его положение тем, что один говорит так, другой говорит этак, а третий говорит иное. Получается, что ты оставил этого человека в лабиринте, где один говорит: «Иди по этому пути», другой говорит: «Нет! Иди по этому пути», третий говорит: «Нет! Путь к выходу там». Это не дозволено и совсем не годится. Такие слова непозволительны. Если ты не знаешь ответа, то воздержись от ответа, не ввергай в беду ни себя, ни спрашивающего, ни тех, кто слышит тебя.

Проблема сейчас, братья, в том, что положение издающих фетвы сегодня, отличается от того, что было раньше, когда ошибка оставалась между отвечающим и задавшим вопрос, и она не касалась больше никого. Беда в том, что сейчас выносящий фетвы на виду у всех, его слушает и смотрит весь мир, и поэтому он может погубить целые народы. Кто желает благо себе, и страшится Аллаха, тот сторонится этих дел, которыми он не был обременен Аллахом”

— Зачитывающий вопросы: “Да воздаст Аллах вам благом! Также во многих средствах массовой информации, когда спрашивают про вопрос, по которому существуют различные мнения, мы обнаруживаем, как некоторые муфтии говорят, что это спорный вопрос и в нем выбор широк”

Шейх: “Обратившийся к тебе не спрашивал о том, является ли вопрос спорным или нет. Он спросил тебя о том, как поступать ему. Если бы он хотел знать разногласия, он обратился бы к книге «аль-Мугни» или к другим энциклопедическим трудам, и прочитал бы различные мнения. Он спросил тебя о том, в чем нуждается. И если ты в состоянии дать ему ответ, который избавит его от проблемы и снимет с него ответственность, и при этом, чтобы ты сам не понес ответственности за свой ответ, то ответь ему. В противном случае, скажи: «Я не знаю, спроси другого» или «Подожди, пока я исследую этот вопрос, уточню и посоветуюсь с обладателями знания». А так, чтобы ты сразу отвечал словами: «По этому вопросу высказаны различные мнения, и какому бы ты мнению не последовал, ты поступишь верно» – это большая ошибка. Это большая ошибка. В таком случае ты не даешь ему ответа, а лишь ввергаешь его в большее замешательство и неясность

 

Источник: аудио-отрывок из лекции «Мин адаб аль-муфти уа аль-мустафти».


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=20689


Поделиться: