Азартные игры мейсир

بسم الله الرحمن الرحيم

Содержание (в виде ссылок)
Определение слова «аль-мейсир»
О том, что азартные игры запрещены Кораном, Сунной и единогласным мнением
Некоторые фатауа учёных относительно разновидностей азартных игр и сделок
• Покупка скидки
• Споры и пари
• Лотерея
• Страхование
• Вступительные взносы для розыгрышей и состязаний с призовым фондом
• Игры
• Как быть и имуществом заработанным запретным способом?

 

С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Многие мусульмане знают о том, что Шариат Всевышнего Аллаха запрещает азартные игры, однако мало кто из них знает, что такое «азартная игра», каковы её границы и её виды. А среди мусульман, которые знают о положении азартных игр, есть такие, кто не придаёт этому тяжкому греху должного значения, проявляя в этом халатность.

В связи с массовым распространением этого греха в наше время, и в связи с тем, что многие мусульмане попадают в него, сами того не ведая, хотелось бы вкратце раскрыть этот немаловажный вопрос для русскоязычных мусульман. И мы надеемся, что эта небольшая статья станет с позволения Всевышнего Аллаха напоминанием и удержанием от этого греха всех тех, кто верит в Аллаха и Судный день.

Вернуться к содержанию

Определение слова «аль-мейсир»

Всевышний Аллах в Коране сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنْصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ (90) إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ فَهَلْ أَنْتُمْ مُنْتَهُونَ (91)

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, – быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?!» (5: 90-91).

Слово «мейсир» (араб. ميسر – быть лёгким, легкодоступным) – означает азартные игры «аль-кымар» (القمار).

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Аль-мейсир это азартные игры (кымар)» (См. «Тафсир Ибн Касир 3/160).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Аль-мейсир это азартные игры, которые были распространены во времена доисламской джахилии, пока не пришёл Ислам и Аллах не запретил эти скверные нравы» (См. «Тафсир Ибн Касир 3/160).

Ибн Теймия сказал: «Аль-кымар – это когда берётся имущество человека с условием наличия риска, заключающегося в том, получит он взамен потраченного имущества что-либо или нет?» (См. «Маджму‘ аль-фатауа» 19/283).

Ибн Хаджар сказал: «Это когда каждый из участников делает взнос, а победитель забирает оба взноса» (См. «Фатх аль-Бари» 6/73).

Абу аль-Бакъаа аль-Ханафи сказал: «Любая игра, в которой в большинстве случаев условием является то, что победивший берёт что-то у побеждённого, является азартной игрой». (См. «Аль-куллият» 702).

Аль-Мауарди сказал: «Мейсир – это то, участник чего не лишён того, чтобы быть либо в выигрыше, если берёт, либо в убытке, если даёт» (См. «Аль-хауи аль-кабир» 15/192).

Шейх Мухаммад Ибн Усеймин сказал: “Мейсиром же называется любая сделка, построенная на выигрыше, когда человек либо забирает выигрыш, либо остаётся ни с чем. Это и есть шариатское правило относительно мейсира”. (См. «Ликъа бабуль-мафтух» 9/53).

Также шейх Ибн ‘Усеймин сказал: «Правило таково: если суть сделки в том, что человек ничего не теряет либо же остаётся в выигрыше, то в этом нет ничего плохого. Однако если сделка подразумевает либо выигрыш, либо потерю, то это запрещено. Так как если человек или в выигрыше или в потере, то это относится к азартным играм (мейсир). Если же человек либо в выигрыше, либо ничего не теряет, то для него нет никакого вреда. Он либо получает прибыль, либо ничего не теряет». (См. «Аль-лика аш-шахри» 1/25).

 

Отсюда мы видим, что с терминологической стороны слово «аль-мейсир» включает в себя любые виды сделок, споров, пари, игр и т.п. при которых человек либо теряет всё что вложил, либо получает прибыль. То есть, он вносит деньги или некое имущество, либо выполняет некую работу взамен того, что может получить прибыль несопоставимо большую по сравнению с затратами. В противном случае он лишается вложений, будь они внесены заранее или же становятся долгом на участнике после.

Кто-то может сказать, а разве в обычной торговле не присутствуют риски? Да, но они не являются изначально прописанным условием сделки, тогда как в том, что относится к «аль-мейсир» это является условием сделки: либо выигрыш, либо ничего.

Поэтому к понятию «аль-мейсир» учёные относят:
– все виды азартных игр;
– покупка дисконтных карт и прочих скидочных талонов и прав;
– любые виды коммерческого страхования, будь то имущества, здоровья, изменения курса валют и т.п.;
– споры и пари;
– невозвратные взносы за участие в розыгрышах, торгах, аукционе, спортивных соревнованиях с призовыми местами.

При этом нет разницы, зависит ли окупаемость или выигрыш от простой случайности или же является результатом умения, мастерства, смекалки, силы и т.п. С дозволения Аллаха далее будут приведены соответствующие фетвы учёных, с которых всё это будет ясно.

Вернуться к содержанию

О том, что азартные игры запрещены Кораном, Сунной и единогласным мнением

Прежде, чем перейти к примерам и видам азартных игр, хотелось бы упомянуть некоторые Шариатские тексты о запретности данного греха.

Всевышний Аллах сказал: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: “В них есть большой грех, но есть и некоторые пользы для людей, однако греха в них больше, чем пользы”» (2: 219).

Отмена азартных игр, как и вина, была поэтапной. Вначале, Аллах сказал, что в них есть некая польза, которую люди видят в виде наживы, но также есть вред, который намного преобладает над пользой.

Шейх ‘Абду-Ррахман ас-Са‘ди в толковании этого аята говорит: «Арабы употребляли вино и играли в азартные игры во времена невежества и в первые годы распространения ислама. Они спрашивали Пророка Мухаммада о том, как религия относится к подобным поступкам, и тогда Всевышний Аллах приказал Своему Пророку разъяснить людям полезные и вредные стороны употребления вина и азартных игр. Это было предпосылкой к последующему окончательному запрету на употребление опьяняющих напитков и азартных игр. Всевышний сообщил, что вред подобных поступков заключается в том, что они лишают человека разума и имущества, мешают ему поминать Аллаха, удерживают его от намаза, сеют между людьми вражду и ненависть. Этот вред во много раз превышает пользу, которую человек может получить от торговли вином, выигрыша в азартной игре или душевного возбуждения от совершения этих поступков».

Затем Аллах запретил как вино, так и азартные игры полным, абсолютным запретом, сказав: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, – быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?!» (5: 90-91).

Всевышний Аллах также сказал: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (4: 29).

Имам аль-Багъауи в толковании к этому аяту сказал: “Т.е. не пожирайте имущество друг друга посредством ростовщичества, азартных игр, грабежа, воровства, обмана и тому подобного”. См. “Тафсир аль-Багъауи” (2/199).

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса и ‘Абду-Ллаха ибн ‘Амра (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах запретил для моей общины вино, азартные игры и барабан. И всё, что опьяняет – запрещено». (Ахмад 2/165, Абу Дауд 3696, аль-Байхакъи 10/222. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-Муляккъин, Ибн Хаджар, Ибн Хаджар аль-Хайтами, Ахмад Шакир, аль-Альбани. См. “аль-Бадр аль-мунир” 9/649, “ат-Тальхис” 4/202, “Тухфатуль-мухтадж” 7/431, “Тахридж аль-Муснад” 4/128, “Тахриму алят ат-тараб” стр. 92).

Со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Если кто-нибудь захочет поклясться и (по забывчивости) скажет: “Клянусь божествами аль-Лят и аль-‘Уззой”, – пусть скажет: “Нет истинного божества, кроме Аллаха” (Ля иляха илля-Ллах). А тот, кто скажет своему товарищу: “Давай сыграем в азартную игру”, – пусть подаст милостыню». (аль-Бухари 4860, Муслим 1647).

Имеются в виду случаи, когда кто-то предлагает сыграть в азартные игры или предлагает пари, спор на деньги или другое имущество или выполнение какой-то работы в случае проигрыша.

Данный хадис указывает на то, что человек, сделавший своему товарищу подобное предложение, в качестве искупления за свой грех должен подать милостыню.

Хафиз ан-Науауи сказал: “Учёные говорили, что веление подать милостыню связано с его грехом за слова в желании совершить это ослушание. Сказал аль-Хаттаби: «Смысл хадиса в том, чтобы человек пожертвовал в качестве милостыни ту сумму, на которую он хотел сыграть». Однако правильным мнением является то, чему следуют исследователи и на что указывает внешний смысл хадиса, что пожертвование не связано с какой-либо определённой суммой. Напротив, пусть подаст любую милостыню, которая ему облегчена из того, что подпадает под понятие милостыни”. (См. “Шарх Сахих Муслим” 11/107).

Имам аз-Захаби об этом хадисе сказал: “Если даже простые слова являются грехом, требующим искупления этого греха в виде милостыни, то представь, каково положение того, кто играет?!” (См. “аль-Кабаир” стр. 459).

Шейхуль-Ислям Ибн Теймия сказал: “Азартные игры включают в себя пагубные деяния, в виде порчи имущества, а это пожирание имущества не по праву, а также порчу в делах, что выражается в порче имущества, сердца, разума и порчи взаимоотношений. Каждое из этих двух деяний является запретными само по себе. Запрещено пожирать имущество людей не по праву в любой форме, даже если это делается не с помощью азартной игры, а например, при помощи ростовщичества. Как и запрещается то, что отвлекает от поминания Аллаха, от молитвы, запрещается то, что вызывает вражду и ненависть, даже если это происходит без бесправного присвоения имущества людей. Однако если эти вещи соберутся воедино, то запрет будет ещё строже и категоричней. По этой причине, когда азартные игры объединяются с этими вещами, они становятся хуже, чем ростовщичество, и по этой причине это было запрещено раньше, чем было запрещено ростовщичество”. (См. “Маджму’уль-фатауа” 32/237).

Следует отметить, что азартные игры не просто запрещены в Исламе, а относятся к числу тяжких и великих грехов. Поэтому имам аз-Захаби включил этот грех в число тяжких грехов в своей известной книге «аль-Кабаир» (стр. 459), полностью посвящённой большим грехам.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “К тем видам заработков, которые согласно единодушному мнению учёных являются запретными, относятся ростовщичество; заработанное проституцией; всё запретное; взятки; плата за причитание по покойному и пение; плата гадалкам, а также тем, кто претендует на знание сокровенного и астрологам; плата за игру на флейте; а также все виды азартных игр”. (См. “аль-Кафи” 3/114).

Также следует отметить, что некоторые учёные говорили, что даже смотреть нельзя на тех, кто играет в азартные игры, а что тогда сказать о тех, кто играет сам?!

Шейх Ибн Баз говорил: “Смотреть на изображения по телевизору или в фильмах, будь то порочные женщины или неприкрытые мужчины, или занимающиеся мерзостью и порицаемыми вещами, всё это не дозволено. Нельзя мусульманину смотреть на изображения непокрытых хиджабом женщин, подобных полуобнажённым. Как и нельзя смотреть на изображения мужчин с оголёнными бёдрами, или же играющих в запретные Аллахом вещи, как азартные игры или запретные пения”. (См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” 4/2200).

Вернуться к содержанию

Некоторые фатауа учёных относительно разновидностей азартных игр и сделок

Покупка скидки

Шейх Ибн Баз был спрошен относительно карточек, которые выпускают некоторые торговые точки, и человеку купившему её, в течении года бесплатно предоставляются некоторые виды медицинских обследований, а на другие виды он получает скидку. И отсюда вопрос: можно ли изготовлять эти карточки и использовать их?

Шейх Ибн Баз ответил: «Это не дозволено по причине того, что содержит в себе неизвестность и азартные игры, и неизвестность значительная. Поэтому является обязательным отказаться от этого, а содействие от Аллаха». (См. «Маджму‘ фатауа Ибн Баз» 19/58).

Шейх Ибн ‘Усеймин был спрошен: «У нас есть автомастерская и мойка. Мы напечатали карточки, на которых написано следующее: «Собери четыре карточки за обмен масла и мойку и получи мойку своей машины бесплатно!» Есть ли в нашем действии что-либо запретное по Шариату? Возможно, Вы объясните нам и общее правило в отношении соревнований и похожих действий».

Шейх Ибн ‘Усеймин ответил: «В этом нет ничего запретного, если сама стоимость услуг не повысилась из-за этого приза. Правило таково: если суть сделки в том, что человек ничего не теряет либо же остаётся в выигрыше, то в этом нет ничего плохого. Однако если сделка подразумевает либо выигрыш, либо потерю, то это запрещено. Так как если человек или в выигрыше или в потере, то это относится к азартным играм (мейсир). Если же человек либо в выигрыше, либо ничего не теряет, то для него нет никакого вреда. Он либо получает прибыль (приз), либо ничего не теряет». (См. «Аль-лика аш-шахри» 1/25).

Постановление Комитета по Фикху (№ 103):

«После прослушивания исследований в данной области и подробных, детальных обсуждений, Комитет постановил:

  1. Запрет производства дисконтных карточек и их покупку, если они приобретаются за определённые деньги или же оплачивается годовое использование. И это по причине наличия в этом неизвестности, так как купивший эту карточку платит за неё деньги и не знает, использует ли он эту возможность или нет. Расходы в данном случае реальные, а прибыль возможная. А Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запретил в торговле неизвестность, как это передаётся в хадисе, приводимом у Муслима.
  2. Если же дисконтные карты выпускаются для бесплатной раздачи, не требуя взамен чего-либо, то по Шариату дозволено как их производство, так и их принятие, так как это относится к области обещания благотворительности или же подарка».

Шейх Ибн Усеймин был спрошен относительно некоторых магазинов по продаже книг, которые повесили объявление, что если кто-то заплатит определённую сумму в месяц, ему будет предоставлено, во-первых, новые книги в специализированных областях, как фикх и т.п.; а во-вторых ему будет дана дисконтная карта 10%, на последующие покупки. Что вы скажите о правомочности такого предложения?

Шейх Ибн Усеймин ответил: «Это относится к одному из видов азартных игр (мейсир), о котором Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, – быть может, вы преуспеете» (5: 90).

Мейсиром же называется любая сделка, построенная на выигрыше, когда человек либо забирает выигрыш, либо остаётся ни с чем. Это и есть шариатское правило относительно мейсира.

Этот человек, который, к примеру, каждый месяц платит 500 риалов, возможно, он закупит в будущем книги, где его скидки могут превысить 1000 риалов. Возможно также, что он не купит ничего. И если предположить, что он купит столько книг, что совокупность скидок будет больше 500 риалов, то он в выигрыше, а хозяин магазина в убытке. Если же он ничего не купит, то хозяин магазина в выигрыше, а держатель карточки в убытке, так как он дал 500 риалов и не взял ничего взамен этого. Поэтому это относится к азартным играм и не дозволено.

В действительности подобные сделки получили в наше время большое распространение. И если допустить, что во взаимоотношениях мы избежали ростовщичества, на котором основывается деятельность многих современных банков, однако во взаимоотношениях мы втянулись в азартные игры. На сегодняшний день увеличилось число этих сделок и соревнований. И если даже уменьшилось ростовщичество, как мы это наблюдаем сейчас, то некоторые банки открыли свои исламские отделения, в которых они строят взаимоотношения на том, на что указывает Шариат, однако вместе с тем приходят и эти вот виды сделок в виде новой болезни, а это – азартные игры.

Мы обязаны отказаться от всего этого, от каждой сделки построенной на выигрыше, когда ты либо выигрываешь и берёшь, либо проигрываешь и лишаешься». (См. «Ликъа бабуль-мафтух» 9/53).

Вернуться к содержанию

Споры и пари

Учёные Постоянного Комитета по выдаче фетв были спрошены относительно человека, который предложил другому посоревноваться, после чего они договорились, что проигравший угостит выигравшего едой. Каково положение употребления этой еды?

Они ответили: «Этот спор (пари) не дозволен, исходя из слов Посланника Аллаха ﷺ, сказавшего: «Нет взноса, кроме как в стрельбе и на скачках на верблюдах и лошадях». Потому что это относится к азартной игре и запретному поеданию имущества. (См. «Фатауа ал-ляджна ад-даима» 15/173).

Члены Комитета:
Шейх ‘Абду-Рраззакъ аль-‘Афифи
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Абду-Ллах ибн Баз

Также члены Постоянного Комитета по выдаче фетв, отвечая на вопрос, сказали: «Не дозволено заключать пари на имущество, кроме как в том, на что пришло исключение со стороны Шариата, а именно: на скачки на лошадях, на верблюдах и в стрельбе. Во всём остальном, помимо этого из споров и пари не дозволяется брать имущество (проигравшего), так как это будет относиться к области поедания имущества других без права и к азартным играм, которые запретил Аллах и Его Посланник ». (См. «Фатауа ал-ляджна ад-даима» 15/239-240).

Члены Комитета:
Шейх Бакр ибн ‘Абду-Ллах Абу Зейд
Шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Абду-Ллах Али аль-Шейх
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Абду-Ллах ибн Баз

Вернуться к содержанию

Лотерея

Шейх Ибн Баз был спрошен о лотерее, которую выпускают некоторые благотворительные организации, чтобы всю прибыль направить в область образования, здравоохранения и общественное благоустройство. Дозволено ли это по Шариату?

Шейх ответил: «Лотерея относится к азартным играм (кымар), являющий собой «аль-мейсир», который запрещён Кораном, Сунной и единогласным мнение учёных (иджма‘). Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, – быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?!» (5: 90-91).

В отношении всех мусульман это является запретным в абсолютной форме, вне зависимости от того, куда идут вырученные от этого деньги – на благотворительность или на что-то иное. Так как оно является скверным и запретным, исходя из общих доводов, а также, потому что является обязательным избавиться от имущества, приобретённого посредством азартных игр, и предостерегать от него. А содействие от Аллаха». (См. «Фатауа ислямия» 4/442).

Шейха Ибн Усеймина, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Что говорится в Шариате о лотереи, когда человек покупает билет и, если повезёт, выигрывает большую сумму денег, которую он собирается потратить на исламские проекты и помочь усердствующим на пути Аллаха».

Он ответил: “Действия, описанные в вопросе, т.е. когда человек покупает лотерейный билет и, если ему повезёт, выигрывает большую сумму денег, относятся к азартным играм. Аллах говорит об этом: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же её, – быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите? Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернётесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения» (5: 90-92).

Эта азартная игра запрещена и к ней относится любая сделка, где неизвестно, выиграет человек или проиграет. Азартные игры – один из больших грехов, и их отвратительная сущность становится явной, когда человек видит, что Аллах упоминает о них в одном ряду с идолопоклонством, алкоголем и гадальными стрелами. Возможная польза от азартных игр меркнет по сравнению с тем ущербом, который они приносят. Аллах говорит: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: “В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы”» (2: 219).

Если Вы поразмыслите над этим аятом, то увидите, что слово «манафи’» (пользы) употребляется во множественном числе, а слово «исм» (грех) – в единственном. Аллах не сказал: «Грехи и польза». Нет, Он сказал: «Большой, великий грех». Это означает, что сколько бы пользы это не приносило, она не сравнится с великом грехом, который несут эти вещи. В них больше греха, чем польз, в чём бы они ни заключались”. (См. «Фатауа аль-ислямийя» 4/441).

Вернуться к содержанию

Страхование

Коммерческое страхование – это тоже своего рода игра лотерею, пари, когда участники платят взносы, и получают выигрыш лишь в том случае, если произойдёт несчастный случай. Если же несчастного случая не будет, то человек остаётся в убытке не имея взамен вложенных денег ничего. Однако если страхование обязательное, и у человека нет выбора, то это ему будет прощено с соизволения Аллаха.

 

Шейх Мухаммад ибн Усеймин сказал: «Один из братьев спрашивает, как быть, если обязывают страховать имущество? То есть, государство говорит: «Ты обязан застраховать то-то и то-то!»

На это мы отвечаем: да, так бывает, когда Аллах дарует власть одним людям над другими. Всевышний Аллах даёт власть руководителям над подчинёнными, и это тот случай, когда подчинённый вынужден подчиниться правителю. Оплати страховку с убеждённостью, что с тобой поступили несправедливо, и что в День Суда ты возьмёшь часть благих деяний того, кто принудил тебя к этому. Если же у него не окажется благодеяний, то тогда будет взято что-нибудь из дурных дел притеснённых и возложено на притеснителя, а потом его ввергнут в Ад.

В данном случае ты являешься притеснённым, поэтому оплати страховку и если что-то случится, то возьми с них, то есть со страховой компании, ту сумму, которую ты им заплатил, но не бери больше этого. Поскольку если ты возьмёшь больше, то это будет означать, что ты выполнил договор противоречащий Шариату, а договора, противоречащие Шариату, запрещено исполнять. Указанием на это служат слова Пророка ﷺ: «Всякое условие и даже сотня условий, которые противоречат Книге Аллаха, являются недействительными» (аль-Бухари 2168, 2563, Муслим 1504).

Также доводом этому служит то, что когда Пророку ﷺ принесли хорошие финики, он спросил: «Все ли финики Хайбара такие?» Ему ответили: «О, Посланник Аллаха, мы обмениваем по два са‘ плохих фиников за один са’ хороших, и три са’ плохих за два са’ хороших». Услышав это, Пророк ﷺ воскликнул: «Нет, нет, это же и есть ростовщичество, это же и есть ростовщичество! Не делай так больше, а если захочешь купить финики получше, то сначала продай плохие, а потом купи (на эти деньги) хорошие». (аль-Бухари 2312).

(В другой версии, приводимой у Муслима (1594) сообщается, что) Пророк повелел вернуть их, то есть, признал исполнение такого договора запретным. И точно так же всякий договор, недозволенный Книгой Аллаха, является недействительным, и не дозволено действовать по нему, поэтому нужно возвратить полученное и расторгнуть этот договор.

Исходя из вышесказанного, прими во внимание! Если ты находишься в местности, в которой принуждают к страховке, то заплати, в таком случае твоё положение будет расцениваться как положение притеснённого, а если Аллах предопределит и с тобой произойдёт несчастный случай, то возьми сумму, которую заплатил». (Сл. «Фатауа аль-Харам аль-Маккий» 26-В).

Вернуться к содержанию

Вступительные взносы для розыгрышей и состязаний с призовым фондом

Вся хвала принадлежит одному лишь Аллаху, мир и благословение последнему Пророку.
А затем:

После ознакомления Постоянным Комитетом по Научным Исследованиям с вопросом, адресованным уважаемому муфтию, а также переадресовав его Комитету Больших Учёных под номером (37013664) от 3.07.1437 г.х., в котором говорится следующее:

Вопрос: «В связи с распространением в нашей среде интернет магазинов, торгующих разными товарами, будь это одежда, телефоны и тому подобное, в них начали проводиться конкурсы. Суть происходящего заключается в следующем: чтобы принять участие в конкурсе, нужно перепостить объявление проведения конкурса какому-либо адресату с другого сайта, после чего ему присваивается номер участника. Затем по окончании, среди собравшихся участников разыгрывается приз, путём генератора случайных чисел. Каково шариатское постановление этого дела? Является ли это дозволенным жребием, или же это подпадает под запрет азартных игр?»

Ответ:

«Комитет, после изучения вопроса, пришёл к выводу, что в нынешней реальности распространение объявлений относится к оцениваемому труду. И тот, кто выполнил эту работу с целью стать участником такого розыгрыша, автоматически становиться участником азартных игр, которые запрещены в Шариате. Так как выполнение этой работы связано с реальной тратой (выполнением оцениваемого труда), а взамен ему предлагают лишь вероятность получения за неё оплаты. Это и есть запрещённые азартные игры, о которых в суре «Трапеза» Пречистый Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же этого, – и быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?!» (5: 90-91).

Приобретённое подобным образом является запретным и относится к бесправному поеданию имущества. Содействие же только от Аллаха. И да благословит и да приветствует Аллах нашего пророка Мухаммада, его род и его сподвижников».

Постоянный Комитет по Научным Исследованиям

Глава комитета:
– Шейх Абдуль-‘Аазиз бин Абдуллах бин Мухаммад Али Шейх.

Члены комитета:
– Шейх Салих бин Фаузан аль-Фаузан
– Шейх Ахмад бин Али Сайр Мубараки
– Шейх Мухаммад бин Хасан Али Щейх
– Шейх Абдуллах бин Мухаммад аль-Хунайн

Всё вышесказанное в равной степени относится и к безвозмездным вступительным взносам, будь это выигрыши, торги, аукционы или спортивные и иные состязания с призовым фондом, так как человек платит реальные деньги за вероятность получить успех, за неимением которого, он теряет также и вложенные деньги.

Кувейтский Комитет по выдачам фетв был спрошен: «Каково положение сбора денежных средств с команд участников спортивных состязаний в виде вступительных взносов, если эти средства идут на покупку призов для победившей команды?»

Комитет ответил: «Если получаемые от команд-участников средства идут на покрытие расходов проведения самих состязаний, либо являются доходом организации, устраивающей эти состязания, без того, чтобы эти средства (или часть из них) направлялась на приобретение призов, то это дозволено со стороны Шариата, так как нет связи между этими взносами и призами для победившей команды. И в данном случае в этом не будет содержаться смысла азартной игры.

Если же эти взносы (или часть из них) направлены на приобретение призов для победителей из их числа, то это запрещено, по причине наличия в этом смысла азартной игры…». (См. «Аль-фатауа къита‘ аль-ифта биль-куейт» 3/286).

Вернуться к содержанию

Игры

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Нарды из числа азартных игр”. (См. аль-Аджурри в “Тахрим ан-нард уа-шшатрандж” 57. Иснад достоверный).

Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Остерегайтесь этих двух меченых кубиков (игральных костей), которые становятся причиной ссоры (между игроками), ибо, поистине, они – из числа азартных игр”. (аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 1270. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” 958).

‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Играющий игральными костями, делая ставки, подобен тому, кто кушает мясо свиньи. А кто играет ими без ставок, тот словно погрузил свои руки в кровь свиньи”. (аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 1277. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” 963).

Про мейсир и кымар в компьютерных играх:

Шейх Сулейман ар-Рухейли, порицая то, что молодёжь тратит много времени на видеоигры и развлечения, затем сказал, что основа в любых забавах – это дозволенность, кроме как при исключении, после чего сказал, что исключением являются следующие вещи:

1. На что пришёл прямой текст запрета.
2. На что указывает правильная аналогия в запрете.
3. Чтобы они не содержали в себе азартных игр (кымар).
4. Чтобы они не отдаляли от возложенных обязанностей.
5. Чтобы они не вызывали вражду.
https://www.youtube.com/watch?v=v7BSxt3tnHE&feature=youtu.be



Как быть и имуществом заработанным запретным способом?

Мусульмане задаются вопросом: «Но как быть с имуществом, которое человек приобрёл посредством запретного заработка, скажем, посредством азартных игр, лотереи ростовщичества, продажи запретных вещей, и т.п.? Является ли необходимым избавляться от него после покаяния или нет?»

Следует знать, что не всякое приобретённое запретное имущество равнозначно по положению, так как среди приобретённого запретного имущества есть то, что необходимо уничтожить; есть то, что необходимо вернуть хозяину; есть то, что следует раздать на благие цели; и есть то, что можно оставить себе.

Первый вид запретного имущества: Когда какое-то имущество является запретным (харам) само по себе, что Шариат запретил в любом случае, как использовать это, так и продавать или хранить, как, например, истуканы-идолы, спиртное, свиньи и т.п. Если такое имущество оказалось в руках у человека, будь то, купил он это или выиграл и т.п., всё это необходимо уничтожить, несмотря на то, что у всего этого есть стоимость, и нельзя это ни продавать, ни возвращать хозяину.

Второй вид запретного имущества: Приобретённое запретным путём, как, например, своровано, отнято силой, присвоено путём обмана, хитрости, и т.п. Такое имущество нельзя ни продавать, ни дарить, ни принимать, однако его необходимо в любом случае вернуть хозяину или его наследникам. А если человек не знает, как найти того, чьё имущество он присвоил вероломно, то следует сделать садакъа этим имуществом от имени хозяина этого имущества.

Третий вид запретного имущества: Когда человек не знал о запрете его заработка, или был уверен, что это дозволено, или опирался на слабое мнение того, кто дал фатуа о дозволенности такого заработка и т.п. От заработанного таким способом человек не обязан избавляться, при условии, что действительно не знал о запретности этого, искренне покаялся и оставил этот запретный вид заработка. Однако каждый мусульманин обязан знать, что прежде, чем он желает заняться каким-либо заработком, ему необходимо узнать, дозволено это или нет!

Четвёртый вид запретного имущества: Когда человек знал о том, что его вид заработка является запретным, но приобретено это имущество было по обоюдному согласию, а не отобрано, своровано и т.п. Например, он выиграл это в казино, заработал на ростовщичестве, с продажи алкоголя, и т.п. По поводу такого имущества у учёных было три мнения, как следует с ним поступать:
1) От такого имущества необходимо избавиться и раздать его. И это было мнением большинства учёных.
2) От такого имущества необходимо избавляться, однако можно оставить себе что-то в случае, если человек нуждающийся, оставив часть по мере нужд. И это мнение выбирал имам Ибн аль-Къайим.
3) От такого имущества необязательно избавляться в том случае, если человек искренне покаялся за это. И это одно из мнений шейхуль-Исляма Ибн Таймии, который сказал, что само имущество в данном случае не является харамом, в том плане, что это не свинина, не спиртное и т.п., при этом приобретено оно было по обоюдному согласию, хоть и запретным образом, а за совершённый грех заработка он уже покаялся, следовательно имущество остаётся ему. И это же мнение выбрал также шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди, который аргументировался тем, что призывая ростовщиков к покаянию, Аллах велел им забирать только основные деньги без надбавки и не повелевал ростовщикам избавляться от того, что уже было заработано посредством этого запретного заработка.

См. “Тафсир аят ашкалят ‘аля касир миналь-‘уляма” (2/593-596), “Задуль-ма’ад” (5/691), “Фатауа ас-Сад’ия” (стр. 303), “Фатауа аль-Ляджна” (14/32).

Прошу Всевышнего Аллаха даровать мусульманам обильный и дозволенный удел, и избавить нас от запретного имущества и заработка!

И в завершение, хвала Всевышнему Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду,
членам его семьи, сподвижникам и всем тем,
кто искренне последовал по их пути!

Вернуться к содержанию

 


Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=9&t=22474


Поделиться: