ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ РОСТОВЩИЧЕСТВА (РИБА)
Лектор: Абу Яхья Крымский
О рабы Аллаха!
Сегодня с позволения Всевышнего Аллаха, мы поговорим с вами об одном великом грехе – о преступлении, с которым не считаются многие, которое многие считают чем-то неважным и нестрашным. Мы поговорим о “риба” – то есть, о ростовщичестве (лихоимстве).
Человек, которым занимается этим, который участвует в этом, такой человек совершает преступление – преступление с точки зрения религии Аллаха. Человек, который дает свои деньги в долг под проценты; человек, который помещает свои деньги в банке, стремясь получить годовые; человек, который дает ссуды и берет ссуды с процентом; человек, который работает в учреждениях и структурах, основанных на ростовщических операциях; человек, который ведет свои торговые дела, не избегая при купле и продаже, того, что является ростовщичеством – этот человек совершает великий грех!
Видели ли ли вы когда-нибудь человека, которого валит с ног шайтан своим прикосновением? Это – когда человек валится на землю и начинает барахтаться в конвульсиях, когда искривляются его рот и лицо, когда он теряет рассудок, когда его охватывает удушье.
Человек, которого касается шайтан (сатана, дьявол) и валит его с ног – картина ужасная и страшная. Вот так же восстанет человек в Судный день тот, который в этом мире не гнушался ростовщичеством, который занимался риба и участвовал в этом.
И говорят ученые: “Не обязательно, что это – человек, который непосредственно брал эти проценты и ел их, а вообще – всякий человек, который занимается ростовщичеством“. Эта угроза касается и его!
Аллах говорит об этих людях в Коране – что будет с ними в Судный день, когда восстанут рабы Аллаха для отчета перед Ним:
“Те, которые поедают рост (проценты) – они восстанут в Судный день не иначе как человек, которого шайтан валит своим прикосновением. Это потому, что они сказали: “Ростовщичество (рост) – то же самое, что и торговля”. Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество”
Сура “аль-Бакара”, 2:275
Когда люди восстанут из своих могил, когда люди устремятся к Господу миров, спеша предстать перед Создателем, этот человек встанет, и… упадет, вновь попытается встать, и… упадет. Потому что, это – бремя! Бремя процентов, которые он поедал. Это бремя не дает ему идти, и это великий позор в Судный день! Позор перед всеми творениями!
Этот человек восстанет, как тот, которого валит шайтан потому, что он в этом мире как сумасшедший гнался за деньгами и имуществом, стремясь получить их любым путем – неважно харам это или халяль. Он терял рассудок! И поэтому, там он тоже будет таким – потерявшим рассудок и бьющимся в конвульсиях. Потому что: “Воздаяние – оно всегда подобно деянию“. Таково великое правило!
Человек, который занимается ростовщичеством и участвует в этом – он преступник! И Аллах угрожает ему Адом – пылающим огнем!
Аллах говорит:
“Кто вернется к ростовщичеству (будет заниматься этим) – они из обитателей Адского огня. И они в нем пребудут вечно”
Сура “аль-Бакара”, 2:275
Они пребудут там очень и очень долго.
Ростовщик – он преступник, и его путь, его итог всегда плачевный. Его итог – это всегда крах, всегда крушение, всегда потеря, всегда ущерб, всегда разрушение, всегда убыток и всегда минус! Потому что Аллах говорит:
“Аллах уничтожает риба (то, что получено путем риба) и (наоборот) взращивает (увеличивает) садака (то имущество, которое человек дает в качестве садака)”
Сура “аль-Бакара”, 2:276
Пусть каждый из вас подумает, и вспомнит… люди, которые получили свой доход путем риба – каков был их итог? Да, какое-то время они будто бы преуспевают в этом мире. Но потом… потом непременно мы видим, как Аллах уничтожает это их имущество, которое они получили путем риба.
Мы видим, как их поражает либо бедность, либо банкротство, либо он вынужден все свои деньги тратить на лечение какой-то губительной и страшной болезни, либо мы видим, как он попадает в тюрьму и долгие годы проводит там.
“Аллах уничтожает риба” Сура “аль-Бакара”, 2:276
Аллах угрожает этим!
Также Аллах говорит:
“То, что вы даете из имущества людям, чтобы это приросло за счет имущества людей, то это не прирастет у Аллаха.
А то, что вы даете из закята, стремясь к Лику Аллаха – вот эти (они) приумножат свое имущество во много раз”
Сура “ар-Рум”, 30:39
Пророк ﷺ говорит в хадисе: “Какой бы человек ни увеличил свое имущество путем риба, его итогом обязательно будет – къиля!“. Ибн Маджах, 2279. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “Сахих Ибн Маджах”, 2/241; “Сахих аль-Джами’ ас-сагъир”, 5518; “Сахих ат-Таргъиб уа-т-тархиб”, 1863.
Къиля – то есть: недостаток, убыток, ущерб, потеря, разорение. Обязательно так будет! И это говорит Пророк ﷺ! Действительно, посмотрите на этих банковских олигархов… на людей, которые поедают имущество людей путем ростовщичества – чем заканчивается их жизнь? Да, человек вроде бы наполняет свой карман деньгами, у него миллионы, или миллиарды, на его счетах огромные суммы денег, у него много имущества. Но! Каков итог? Итог таков, как об этом сообщает Пророк ﷺ: “Къиля!” – разорение и убыток.
Эти бизнесмены, на которых раньше показывали пальцами, и говорили: “Вот этот человек, у которого миллионы и миллиарды!“, – мы видим, как вдруг этот человек расстается со своими миллиардами; как он вынужден бежать куда-то за границу; как этот человек вынужден лежать в больнице, проходя лечение от каких-то страшных болезней; или у него вдруг случается инсульт; или еще что-то поражает его; или он проводит свою жизнь в тюрьме. Пророк ﷺ говорит: “Его итог – всегда ущерб (всегда потеря)!“. И это – обещание того, который не говорил от себя, а говорил по откровению от Аллаха. См. суру “ан-Наджм”, 53:3-4.
Кроме того, человек, который поедает рост (ростовщик) – он подвергает себя проклятию Аллаха. Потому что, Пророк ﷺ говорит о том, что всякий человек, участвующий в процессе риба – такой человек проклят Аллахом. И не только тот, который дал в долг под проценты, но и который взял этот долг – и он проклят! Потому что он помогает в грехе. И человек, который записывает и составляет этот договор для них… может быть это какой-то банковский служащий – и он проклят!
Сказано в хадисе, что: “И свидетели этого договора – они прокляты!“. Ты, когда выступаешь поручителем для кого-то… для человека, который хочет взять какой-то кредит, какую-то ростовщическую ссуду – ты тоже подпадаешь под это проклятие Аллаха!
Поэтому нужно задуматься…
Пророк ﷺ сказал в достоверном хадисе, который передан от Джабира ибн Абдуллаха: “Аллах проклял того, кто ест риба, того, кто дает под проценты, и того, который записывает, и двух свидетелей – они все одинаковы!” – то есть, на всех распространяется проклятие Аллаха! Муслим, 1597; ат-Тирмизи, 1206; Абу Дауд, 3333; ибн Маджах, 2277; ад-Дарими, 2538 от ибн Мас’уда.
Более того, тот, который занимается ростовщичеством, должен знать, что ему объявлена война! Война кем? Аллахом! Всякому человеку, который участвует в ростовщических операциях – ему объявлена война Господом миров, Создателем всего сущего! Говорит Аллах:
“О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть (то есть, откажитесь от процента).
А если вы не сделаете этого, тогда услышьте об объявлении вам войны от Аллаха и Его Посланника”
Сура “аль-Бакара”, 2:279
Услышьте!
Кто объявил войну? Аллах! Ты сможешь воевать с Аллахом?! Ты выстоишь в этой войне с Аллахом?!
Эти аяты Корана – они, конечно, заставляют содрогнуться каждого человека, у которого есть богобоязненность. Давайте немного поговорим об этих аятах:
Посмотрите, Аллах в этих аятах обращается к нам – как? Говорит: “О вы, которые уверовали!” – то есть, называет нас так, как это наиболее желанно для нас, ведь самое приятное для тебя, чтобы тебя называли верующим: “О ты, который уверовал!“. И Аллах обращается по этому имени к тебе – если у тебя есть в сердце иман, хотя бы немного, тогда ты должен внять! Если ты – верующий, то ты должен отказаться от этого греха!
Потому что, не подобает это верующему: заниматься ростовщичеством, участвовать в этом, способствовать этим операциям – это не подобает верующему! Этого не должно быть среди верующих. Это не должно быть в обществе мусульман, в обществе верующих, потому что верующий человек знает, что его пропитание – от Аллаха, поэтому он не прибегает к запретному, чтобы получить свое пропитание. Потому что, верующий человек знает, что мусульмане – они как один организм, как одно здание. Он знает, что тот, кто со своего брата снимет заботу в этом мире – Аллах снимет с него печаль и заботу в том мире. Муслим 2699.
Как же он может наживаться за счет своего брата и пить его кровь?! Он не будет делать этого!
Мусульманин знает, что все верующие – они как кирпичи в одном здании, и поддерживают друг друга. аль-Бухари, 6011; Муслим, 2586.
Он знает, что пропитание дает Аллах. И пропитание неотступно сопутствует человеку, и идет за ним, как и его смерть. Более того, Пророк ﷺ говорит, что пропитание, которое дает Аллах (средства к существованию, которые отведены человеку) – оно человеку даже ближе, более неотъемлемо и неотвратимо от человека, и более связано с ним, чем даже его смерть. Сможешь ли ты прожить больше, чем Аллах установил для тебя? Можешь ли пережить свою смерть или нет? Нет, не можешь! Вот так же и пропитание.
Даже более того, пропитание еще более неотвратимо от тебя. То, что тебе предопределил Аллах получить в этом мире, ты получишь. И ты не умрешь, пока не съешь вот этот последний свой кусочек, который ты должен съесть в этом мире. Почему же ты тогда не ищешь это свое пропитание дозволенными и благими путями?
Также, человек, который занимается ростовщичеством, уподобляется тем общинам, которые сбились с пути прежде. Аллах рассказывает в Коране об иудеях. Аллах говорит в Коране:
“За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали (или: “… часто сбивали людей“) с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. А также за то, что они поедали риба (рост), хотя она была запрещена им”
Сура “ан-Ниса”, 4:160
Аллах запретил им это, а они дерзнули ослушаться, и явились зачинателями этого дела, и распространили это дело – и в древние времена, и в нынешние времена, не боясь Аллаха занимаются этими вещами, основывают эти структуры и поддерживают их.
Далее, посмотрите, Аллах в Коране говорит:
“О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и откажитесь (оставьте) от роста (от процента)”
Сура “аль-Бакара”, 2:278
Аллах говорит: “Бойтесь Аллаха“! А значит, человек, который занимается риба – он не боится Аллаха, нет у него богобоязненности. Если человек не боится Аллаха, такой человек навлекает на себя гнев Аллаха.
Далее Аллах говорит: “Откажитесь от процентов!” – это приказ от Аллаха. Мы знаем очень важное правило: “Если есть приказ в Коране или Сунне, то это не просто желательное что-то – это, значит, обязательно“, если только нет доказательства, что это что-то желательное, а не обязательное. Поэтому, это приказ. А тот, кто ослушивается Аллаха, Его приказа… путь того – гнев Аллаха.
Далее, мы говорили с вами, что Аллах в этих аятах объявляет войну людям, которые не оставляют риба и занимаются этим. Ты можешь или не можешь воевать с Аллахом? Конечно же не можешь!
Также Аллах называет того, который ест риба беззаконником (несправедливым) – преступником. И Всевышний говорит: “Не причиняйте несправедливости, не притесняйте“. Хадис-кудси. Муслим, 2577.
Аллах напоминает этим людям, которые занимаются ростовщичеством о Судном дне, говоря:
“Бойтесь того дня, в который вы будете возвращены к Аллаху”
Сура “аль-Бакара”, 2:281
Также человек, который занимается риба и участвует этом – пусть он знает о том, что риба – хуже, чем совершить прелюбодеяние.
Прелюбодеяние же Аллах назвал мерзостью! И запретил приближаться к прелюбодеянию. Так вот, риба – хуже, чем зина (прелюбодеяние).
Пророк ﷺ сказал: “Один дирхам, который получен человеком путем риба, и он знает это, хуже и страшнее, чем 36 прелюбодеяний“. Ахмад, 5/225; аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман”, 5518; ад-Даракъутни, 2879. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха”, 1033; “Сахих аль-джами’ ас-сагъир”, 3375; “Мишкат аль-масабих”, 2825; “Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб”, 1855.
То есть, если человек 36 раз совершит прелюбодеяние – это легче, чем он съест только один дирхам имущества, полученного путем риба. И это один дирхам. А что говорить о человеке, который тысячами ест деньги, полученные путем риба? Что сказать о человеке, который свой дом построил посредством денег полученных через риба и участвуя в ростовщических операциях, во всех этих процентных кредитах и т.п.? Человек, который своих детей с самых малых лет кормит этими деньгами, растит их на эти средства.
Зина (прелюбодеяние) – это такой грех, что он не одинаков. Прелюбодеяние с чужой женщиной – страшный грех! Но прелюбодеяние с женщиной, которая является твоей махрам (близкой родственницей) – как мать, или сестра, или тетя… прелюбодеяние с такими женщинами во много и много раз более мерзкое преступление. Теперь, посмотрите, Пророк ﷺ говорит: “Риба (ростовщичество) имеет 73 ответвления (то есть, у рибе есть 73 разных проявлений). Самое легкое из вот этих проявлений и форм риба подобно тому, как человек вступает в близость со своей матерью“. ат-Табарани в “аль-Аусат”, 7/158. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха”, 1871; “Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб”, 1857, 2830.
Насколько же мерзкое это деяние!
Люди, которые занимаются ростовщичеством – они пьют кровь, они сосут кровь у людей, сосут кровь у бедняков, у нуждающихся.
Мы знаем, что сны пророков – это истина, это откровение от Аллаха. Неслучайно Пророк ﷺ увидел во сне, когда два ангела взяли его и повели – он увидел человека, который плавал в реке из крови! Этот человек плавал в реке из крови, почему? Потому что, это был ростовщик! Почему из крови? Да потому что, ростовщики… эти люди, которые занимаются процентами – они пьют кровь людей. Посмотрите теперь, сколько зла натворили эти процентные кредиты, долги и ссуды. Они выжимают сок из людей! Они не дают им жить! Они режут без ножа!
Но на самом деле, люди сами ввергают себя в эту беду. Они сами ввязываются в это.
Ведь, ты же знаешь, что Аллах запретил брать под проценты, ты же знаешь, что Аллаху это ненавистно. Почему же ты идешь и берешь эти ссуды?! Почему ты влезаешь в эти кредиты и взваливаешь на себя это бремя? Это наказание от Аллаха! Ты сам навлек это на себя. Аллах не притесняет рабов. Берешь из банков эти ссуды, берешь у ростовщиков эти займы: строишь на это дом, покупаешь на это машину, покупаешь на это какую-то бытовую технику, а потом сам же жалуешься, и говоришь, что ты не в состоянии отдать! А некоторых людей эти долги доводят до самоубийства.
Итак, Пророк ﷺ вместе с двумя ангелами отправился ночью, и он говорит, как сказано в хадисе: “И мы пришли к красной реке (в другой версии сказано: “… с кровью” – то есть, вода в ней была из крови). И мы видели человека – мужчину, который плавал в этой реке, а на берегу стоял другой человек, у которого было много камней. И этот человек хотел приблизиться к берегу, чтобы выйти из этой реки, но каждый раз, когда он приближался, тот человек брал камень и бросал ему его в рот, заставляя его глотать этот камень. И ему приходилось отплывать вновь и плавать в этой реке. Потом он вновь приближался к берегу и опять тот человек бросал ему в рот камень“. И когда Пророк ﷺ спросил у ангелов: “Что это за человек? Почему такое наказание?”, – было сказано: “Это – человек, который поедал рост (проценты)”. аль-Бухари 1386, 7047.
Пил кровь людей – ему воздаяние кровавая река. Поедал жадно запретное (чужие деньги) – и вот ему в рот камень, дабы вкусил чудовищность своего поступка!
Человек, который занимается риба, совершает преступление против себя. Он совершает преступление против своей семьи. Он совершает преступление против своего общества. Он совершает преступление против Создателя – Господа миров! Почему он совершает преступление против Создателя? Потому что Аллах строго-настрого запретил рост, а он ослушивается, он возражает!
“А кто ослушивается Аллаха и Его Посланника, тот заблудился далеким, явным заблуждением”
Сура “аль-Ахзаб”, 33:36
Против себя он преступник, и против своих детей – он преступник! Потому что, сказано в хадисе: “Всякое тело вскормленное запретным – Адский огонь ему ближе“. Абу Ну’айм, 1/31; аль-Байхакъи, 5760. Хадис достоверный. См. “Сахих аль-джами'”, 4519.
То есть, Адский огонь близок к таким телам, которые выращены (вскормлены) харамом. Этот человек сам кормится харамом, и кормит своих детей харамом. В чем виноваты дети?! Почему ты детей кормишь этим?!
Мы сказали, что он преступник против людей, потому что он пьет кровь людей, и он – преступник против общества! Почему? Потому что, если в обществе распространяются эти вещи – всякие финансовые и торговые операции, основанные на ростовщичестве, тогда Аллах непременно обрекает это общество на унижение! Потому что, из-за этого нисходит наказание Всевышнего Аллаха в виде бедности, засухи, разорения, дороговизны и т.д.
И об этом сказано в хадисе. Пророк ﷺ сказал: “Если в каком-то поселении (в каком-то месте) распространяются зина и риба (прелюбодеяние и ростовщичество), то эти люди навлекают на себя кару (наказание) от Аллаха!“. ат-Табарани, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. “Сахих аль-джами’”, 678.
И вот теперь вопрос каждому… люди жалуются: “Почему произошло то, почему произошло это, почему неурожай, почему стихия?“.
“Это за то, что приобрели ваши руки”
Сура “аш-Шура”, 42:30
… так говорит Аллах, который не наказывает никого просто так!
И мы говорим человеку, который поедает рост, который участвует в этом, который работает в организациях, основанных на ростовщичестве; человеку, который свои деньги помещает на счета в такие структуры, надеясь получить годовые и какой-то доход – мы ему говорим: “Аллах – Господь твой сделал это харамом!“.
Пророк ﷺ говорит: “Остерегайтесь 7 губительных грехов, которые губят человека (страшнейших грехов)!“. Люди спросили: “Что это за грехи, о Посланник Аллаха?“. Пророк ﷺ первым назвал ширк (придание Аллаху сотоварищей), а потом, в числе остальных, он сказал: “Поедание роста!“. аль-Бухари, 2766; Муслим, 89; Абу Дауд, 2874; ан-Насаи, 6/257.
Аллах запретил это в Своей Книге. Пророк ﷺ запретил это строго-настрого в своей Сунне. Если человек, зная все доводы и зная, что это харам, говорит: “Это халяль!“, тогда этот человек перестает быть мусульманином! После этого такой человек не имеет право на то, чтобы совершать по нему погребальный намаз, чтобы его хоронили на кладбище мусульман, чтобы его заворачивали в саван – если он, зная, что Аллах запретил это, говорит: “Нет, это можно, это халяль – я не согласен“.
Конечно, есть люди, которые обмануты. И мы надеемся, у них будет оправдание перед Аллахом.
Обманутые люди, которые говорят: “Ну вот, это в те времена – во времена Пророка ﷺ да, это было запрещено. Они делали это во время джахилии, потом пришел Пророк ﷺ. В те времена нельзя было заниматься ростовщичеством. А сейчас без этого не обойтись. Сейчас мы просто общество не может существовать без риба. Иначе как? Иначе гибель!“.
И люди действительно слушают, и думают: “Может быть, действительно так” – … обманутые люди. Но эти люди пострадали из-за своего невежества. А невежество это – губительная болезнь, от которой нужно избавляться человеку. И да будет всем известно, что риба – харам до Судного дня! До того дня, когда Аллах унаследует эту Землю, и то, что на ней, и тех, которые на ней.
А что же тогда делать? Если Аллах запрещает что-то, непременно дает выход. Почему нужно заниматься риба? Если ты хочешь доход, то занимайся торговлей! Торговля предполагает, что ты можешь понести и убыток, а можешь получить доход. Ты можешь своими деньгами вкладываться в какие-то торговые проекты, участвовать в каких-то торговых отношениях. Но в таком случае, не как в случае риба, когда тебя не волнует, проиграл человек, понес он убыток или нет, мол: “Давай выложи мою сумму, которую я тебе дал, и еще дай мне проценты” – нет, в этом случае, и убыток и доход между вами. То есть, и ты несешь убыток, и он несет убыток, а доход вы делите согласно тому, как вы договорились.
“Кто боится Аллаха, тому Аллах дает выход и дает ему пропитание оттуда, откуда он не ожидает”
Сура “ат-Таляк”, 65:2-3
И как мы сказали, нужно знать, что не умрет человек до тех пор, пока он не получит до конца свое пропитание. Поэтому, уповай на Аллаха. Если ты будешь делать так, как хочет Аллах, то Он непременно пропитает тебя. Аллах даст тебе оттуда, откуда ты и не ожидаешь. Ты же верующий человек!
Ростовщик, который участвует во всем этом и работает в этих структурах – он должен помнить, что смерть придет неожиданно. И вот, когда она придет, тогда ты испытаешь страшное сожаление! Тогда ты будешь просить, чтобы Аллах позволил тебе вернуться в этот мир, чтобы покаяться. Но врата покаяния закрываются тогда, когда душа подходит к горлу, и после этого уже человек не может сказать: “Я осознал! Я понял! Я каюсь! Верните меня – я покаюсь“.
Ему будет сказано: “Нет!” Сура “аль-Му’минун”, 12:100
Всё! Дверь закрыта! Куда уже тебе вернуться?
Поэтому каждый должен помнить, что он вернется к Аллаху, и встанет перед Аллахом. И будет нести отчет. И не сойдешь ты со своего места, пока Аллах не спросит тебя, и пока ты не дашь ответ – как ты заработал свое имущество и куда ты его тратил.
Что ответит человек, который занимается ростовщичеством? “Я получал свое имущество через проценты“?
А куда тратил? Как правило, люди, которые не гнушаются этим, они тратят даже на харам – это вино, это спиртное, это прелюбодеяние. Да упасет Аллах!
Когда ты предстанешь перед Аллахом, тогда ты непременно будешь спрошен за твоих подопечных. Потому что, Пророк ﷺ говорит: “Каждый из нас – он попечитель“. аль-Бухари, 5188; Муслим, 1829.
“Каждый …” – то есть, никто не исключение, если человек уже достиг совершеннолетия. То есть, он отвечает за своих подопечных. А мужчина – он отвечает за свою семью. И ты будешь спрошен: “Как ты кормил свою семью? Как ты воспитывал свою семью?“.
Если ты скажешь, что ты вскармливал свою семью запретным – деньгами, полученными через ростовщичество, то тогда твой отчет будет очень тяжелым. Тогда перед тобой путь в Ад! Да упасет Аллах.
Поэтому, нужно бояться Аллаха в отношении себя, в отношении своих детей, в отношении своей жены, в отношении своих братьев мусульман, в отношении общества мусульман.
Мы просим Аллаха, чтобы Он отдалил всех нас от риба (от ростовщичества) и от других страшных грехов, и простил нас, и наставил нас к покаянию.
ВИДЫ РОСТОВЩИЧЕСТВА (РИБА)
Автор: Абу Яхья
О рабы Аллаха!
Бойтесь Аллаха и зарабатывайте средства к существованию путями, которые дозволил Аллах. Обходитесь халялем, и оставьте харам – потому что, итог этого плачевный.
Потому что, как мы сказали, Адский огонь ближе к каждому телу, вскормленному харамом. Потому что, человек, который вскормлен харамом, который ест харам и одевает харам, лишается возможности получить от Аллаха ответ на свою мольбу. Об этом сказал Пророк ﷺ. Человек взывает к Аллаху и просит Его, и не получает ответа. Почему не получает ответа? Ведь он далек от того, чтобы получить ответ, потому что, он есть харам, одевает харам, вскормлен харамом. Муслим, 1015.
Са’д ибн Уаккас – сподвижник Пророка ﷺ – вы помните, этот человек отличался тем, что, чтобы он ни просил у Аллаха, Аллах обязательно отвечал на его мольбу. При жизни Пророка ﷺ, Са’д обратился к Пророку ﷺ с просьбой – он сказал: “О Посланник Аллаха, попроси Аллаха, чтобы я был из тех людей, которым Аллах отвечает на мольбу (на просьбы)”. Пророк ﷺ сказал: “О Са’д! Сделай так, чтобы пища твоя была благой, и вот тогда ты будешь из тех, кому Аллах отвечает на мольбы“.
Риба (ростовщичество) – оно имеет много видов, как мы с вами сказали. Давайте некоторые из них упомянем сейчас для того, чтобы жил тот, кто остался жить на основе довода – имея довод.
Из ростовщичества наиболее распространенный и наиболее страшный вид – это займы, ссуды под проценты. Это наиболее отвратительный вид ростовщичества, когда человек отдает какому-то другому человеку деньги в долг, и говорит: “Ты вернешь мне больше!” – с добавкой, к примеру, 2%, или 3%, или того больше. Человек нуждающийся приходит к нему и говорит: “Дай мне“. Он же ставит такое условие. Вот это есть отвратительнейшая форма ростовщичества.
А правильно как?
Правильный займ, которым доволен Аллах – это, когда приходит к тебе нуждающийся человек и говорит, что ему нужны деньги, потому что у него проблемы, и ты даешь ему деньги… ради Аллаха. А взамен лишь – потом, когда придет срок уплаты долга – беря то, что ты дал ему, и не более того, без никакой добавки. Ты надеешься на награду от Аллаха и сделав это благодеяние, ты получишь большую награду от Аллаха. А вот этот займ, когда ставится условие процента – это то, что ненавистно Аллаху! В таком случае, человек обрекает себя на проклятие.
Или, иногда человек не ставит условием, что: “Ты вернешь мне еще, помимо того, что я тебе дал какую-то сумму денег“, а он ставит условием какую-то пользу для себя. Так вот, да будет всем известно, как сказано в хадисе Пророка ﷺ: “Всякий долг, который приносит пользу тому, кто дал этот долг – этот долг явлется риба (ростовщичеством)”. То есть, ты, например, даешь в долг деньги, и говоришь: “Но, я за это поживу у тебя в доме (в твоей квартире поживу какое-то время)”.
Или: “Я, за то, что я тебе дал в долг, поезжу пока на твоей машине, попользуюсь“.
Или, человек продает в долг кому-то машину или что-то другое, и говорит: “Но я ставлю условие, что за это ты будешь работать у меня за такую-то зарплату“, и ставит какую-то выгодную для себя небольшую зарплату для того человека, как бы, получается, беря его в кабалу, и говорит: “… пока ты не расплатишься за эту свою машину“.
Всякий долг, который приносит какую-то выгоду – этот долг является риба, и это запрещено.
Еще один из видов ростовщичества – тот, который был известен в джахилии. Поэтому этот вид ростовщичества называется “риба аль-джахилийа” (риба времен джахилии). Это, когда человек дает в долг другому деньги или имущество без каких-то условий, вроде: “Вернешь мне больше” – просто дает ему в долг на определенный срок. Потом наступает срок уплаты, а у того человека нечем платить, он в стесненных обстоятельствах. И тогда этот человек (кредитор) говорит ему: “Ничего… я дам тебе отсрочку – еще месяц (или три, или год), но за это ты вернешь мне больше. Я отсрочу, а ты прибавь“. Вот этот вид риба – называется “риба аль-джахилийа”.
А как ты должен поступить, если ты дал кому-то в долг?
Если у человека есть чем отдать, он обязан отдавать. Потому что задерживать уплату долга – харам. Это зульм, это беззаконие! А беззаконие будет мраком в Судный день. Но если у человека нечем отдать на самом деле, если человек в стесненных обстоятельствах, то в таком случае Аллах приказывает нам ждать до облегчения:
“А если человек в стесненных обстоятельствах (то есть, должник),
тогда обязаны ждать вы, пока не будет у того человека облегчения по финансовому положению и сможет вернуть.
А если вы это дадите ему в качестве садака, то это лучше для вас (это благо для вас), если бы вы только знали”
Сура “аль-Бакара”, 2:280
Еще один вид ростовщичества, о котором не знают многие – это ростовщичество, которое называется “риба ан-насиа” – так называемые отсроченные платежи, или отсроченные уплаты. Что это такое? Это особенно касается тех, которые занимаются обменом валют. Когда человек меняет валюту на другую валюту, деньги на деньги, или золото на золото, или золото на серебро, или серебро на деньги, или золото на деньги (то есть, вот эти вещи – золото, серебро и деньги) – эти три вещи меняет или на тот же вид, или на какой-то вид из этих трех, тогда условием является закончить дело в этом маджлисе (то есть, в этом собрании). И нельзя, чтобы оставался после этого какой-то долг у него, или у тебя. Нельзя, чтобы еще что-то потом висело. Он должен дать все сполна, и ты должен дать все сполна. аль-Бухари, 968 (2134).
То есть, если ты меняешь 100 долларов на 1000 руб., то, значит, ты приходишь, ты даешь ему 100 долларов и он дает тебе 1000 руб., и не иначе – из рук в руки в этом маджлисе. Нельзя сказать: “Сейчас я пока дам тебе 50 долл., а потом остальные 50 долл. занесу“. Или, наоборот, тот, который дает ему рубли, не имеет права сказать: “Хорошо, я 100 долларов сейчас беру, мы поменяемся с тобой, но у меня сейчас есть только 500 руб. Я дам сейчас 500, остальные 500 потом“. Нельзя! Из рук в руки, в одном маджлисе!
Это касается даже размена денег. То есть, если ты хочешь купюру в 100 рублей разменять на более мелкие – ты даешь 100 рублей, а у него есть только 50 рублей. Ты не можешь сказать: “Хорошо, ладно, сейчас пока 50 дай, а остальные 50 потом отдашь“. Нет! Из рук в руки.
Пророк ﷺ сказал, что риба (ростовщичество) это насиа – то есть, вот эта самая отсрочка. Нельзя!
Какой выход из положения? Возьми у него просто в долг 50 рублей, который вернешь потом.
Всегда есть выход из положения. Если Аллах закрывает какую-то дверь, то Он непременно открывает для нас дверь халяля (дверь дозволенного).
Что еще бывает? Бывает, что люди приносят свое золото (так называемый лом) в ювелирный магазин и берут там какое-то изделие такого же веса, как это золото, но – доплачивают за работу ювелира. Вот это тоже нельзя! Кто-то скажет: “А как же ювелир, он работал, он же должен что-то получить за свою работу?“. Правильно. Поэтому ты сдай этот лом за деньги, а потом на деньги купи ту драгоценность, которая тебе нужна.
Всегда есть выход! Как сказал Пророк ﷺ, когда к нему пришел сподвижник с хорошими финиками, он сказал: “Все финики в Хайбаре такие же, как эти финики – такие хорошие, качественные?”. Тот человек сказал: “Нет, есть и плохие. Но мы за два са’ (или: “… за три са’“) плохих фиников берем 1 са’ хороших фиников“. Пророк ﷺ сказал: “Нет, так не делайте (нельзя, потому что этот товар относится к ростовщическому – надо менять равное на равное). Поэтому, ты продай плохие, а потом на эти деньги купи хорошие“. Так сказал Посланник Аллаха ﷺ. аль-Бухари, 988 (2201, 2202).
О рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха. И особенно бойтесь прибегать к каким-то хитростям, потому что многие люди прибегают к хитростям, пытаясь обойти риба, говоря: “Это уже не риба!“, а на самом деле это риба.
И одна из хитростей, как об этом говорил Пророк ﷺ – это ‘ина. Ахмад, 2/28, 42 и в “аз-Зухд”, 20/84/1-2; Абу Дауд, 3462; ат-Тирмизи, ат-Табарани в “Му’джам аль-Кабир”, 3/207/1 и 3/107/1; Ибн ‘Ади в “аль-Камиль”, 2/256; аль-Байхакъи в “Сунан аль-Кубра”, 5/316; Ибн Абу Шейба, 1/1. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “Сахих Сунан Абу Дауд”, 2956; “Сахих аль-джами’ ас-сагъир”, 423; “Сильсиля ас-сахиха”, 11.
Что это такое?
Приходит один человек к богатому человеку и говорит: “Дай мне денег“. Богатый человек не хочет давать ему денег, а то, что ростовщичество харам он тоже знает. И они прибегают к такой хитрости. Он говорит: “Вот у меня есть товар. Давай я тебе его продам в долг, предположим, за 1000 рублей. Все. Я продал тебе его за 1000 рублей. А теперь, я его у тебя куплю за 600 рублей. Получи свои 600 рублей, а должен ты мне – 1000“. Вроде бы как будто бы это торговая сделка, но на самом деле это хитрый обход риба. Это обман! Человек пытается обмануть и перехитрить Аллаха, как пытаются перехитрить детей и хитрят с ними. Такой человек пытается так обмануть и Аллаха, а это еще хуже!
Или приходит человек в банк (приблизительно похожая ситуация бывает сегодня), когда ему нужна ссуда, ему нужны деньги в долг, а в банке ему говорят: “Нет, у нас где-то есть товар (он есть где-то, мы не знаем, где-то он есть, но поверьте, что этот товар есть). Мы для вас этот товар купим (то есть, от банка продадим ему этот товар за большую какую-то сумму – за 10тыс. долларов). А теперь напишите нам бумагу, что вы нам доверяете и поручаете теперь этот товар продать, и придите через 1-2 дня“. Человек купил этот товар, который он даже не видел, за 10тыс. И есть ли этот товар вообще, неизвестно. Он купил его за 10тыс. А этот банк выступив в качестве его поручителя, продал товар. Или же, банк, вернее, даже не продавал его. И они говорят ему: “Ваш товар продан за 5тыс.“, и дают ему 5тыс. Получается, что он должен им 10тыс., а получил 5 тыс.
Вот таких операций с различными ухищрениями много. Особенно, да наставит Аллах наших бизнесменов, людей, которые занимаются торговлей – шайтан искушает. Иногда человек бывает, да, он – верующий, он мусульманин, он знает, что риба – харам, он старается отказаться от риба, но настолько сладок этот плод; или вдруг бывает время беспечности, когда иман ослабевает; или такая жажда получить доход, что человек позволяет втянуть себя в такие ростовщические операции. Да упасет Аллах от этого!
Поэтому, нужно бояться Аллаха и все свои торговые операции, все свои дела делать правильно в соответствии с Шариатом Аллаха.
Мы просим у Аллаха наставить нас на прямой путь, укрепить нас на прямом пути, даровать нам от всякого блага в этом мире и от всякого блага в вечном мире, защитить нас от всякого зла этого мира и зла вечного мира. Пусть Аллах поможет мусульманам, поможет и даст победу Исламу, пусть Аллах поддержит людей, которые поклоняются только Ему, пусть Аллах сделает тех, которые управляют нами, тех, которые стоят во главе мусульман – сделает их праведными и богобоязненными, и наставит их. Пусть Аллах не направляет против нас тех, которые не боятся Его, и которые не жалеют рабов Аллаха. Пусть Аллах благословит нашего Пророка, его семью и всех его сподвижников, и будет доволен четырьмя праведными халифами, имамами прямого пути – Абу Бакром, и ‘Умаром, и ‘Усманом, и ‘Али!
Ссылка на форум:
https://www.asar-forum.com/viewtopic.php?f=9&t=19806