С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Учёные высказывали различные мнение на счёт расстояния до воды, в случае её отсутствия, когда совершение таяммума становится дозволенным.
Самыми распространёнными мнениями по данному вопросу являются следующие:
— Если вода находится от человека на расстоянии более, чем одна миля, то ему дозволено совершать таяммум, а если она от него на расстоянии меньше, чем миля, то нельзя совершать молитву и необходимо отправиться за водой. И это известное мнение у ханафитов. См. «аль-Бадаи’ ас-санаи’» (1/46).
— Если человек находится на открытой местности, так, что ему не мешают холмы, построения и т.п. видеть горизонт, и, посмотрев прямо и назад, направо и налево, он не увидел воды, то в таком случае ему дозволяется прибегать к таяммуму. И это мнение шафиитов и ханбалитов. См. «аль-Маджму’» (2/288), «Кашшаф аль-къина’» (1/168).
— Нет какого-то установленного Шариатом расстояния на этот счёт. А раз нет никакого довода в Коране и в Сунне на какие-то определённые расстояния, то необходимо обращаться к установленному обычаю и традиции в данном случае. И если вода находится от человека на таком расстоянии, что дойти до неё является для него затруднительным, или если пока он будет её искать или добираться до неё, он отстанет от своих спутников и т.п., то в таком случае ему дозволяется совершать таяммум. И это мнение маликитов и одно из мнений у ханафитов. См. «аль-Мабсут» (1/108), «аль-Мунтакъа» (1/102).
Однако следует отметить, что некоторые исследователи считали, что наилучшим мнением, которое передаётся по данному вопросу, является мнение славного сподвижника – ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах):
Нафи’ рассказывал: “Однажды Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) выдвинулся в путь из своего участка, находившегося в Джурфе, а когда он достиг Мирбада наступило время послеполуденной молитвы. Он совершил таяммум, видя дома Медины. И он не совершил повторно эту молитву (войдя в Медину)”. Ибн Аби Шейба (1/146), Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” (2/34), аль-Байхакъи в “аль-Хиляфият” (1/464). Иснад достоверный. См. “Ахкам ат-тахара” (12/238).
Т.е. несмотря на то, что Ибн ‘Умар уже достиг границ Медины, и мог войти в неё и совершить молитву с полноценным омовением вовремя, он совершил таяммум и помолился, после чего уже не переделывал эту молитву.
Сообщается, что аль-Уалид ибн Муслим спросил аль-Ауза’и: “Наступило время молитвы, но путь наш стал отклоняться от местоположения воды, является ли обязательным отправиться за ней?” На что аль-Ауза’и сказал: “Сообщил мне Муса ибн Ясар, передавший от Нафи’а, что когда Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) находился в пути, а вода от него была на расстоянии двух гъальуа (полётов стрелы) или близкого к этому, он не шёл за ней”. Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” (2/35), аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (2/206). Хафиз аль-Байхакъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого сообщения. См. “ас-Сунан аль-кубра” (2/207), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (6/267).
Слово «аль-Гъальуа» означает: «Расстояние полёта стрелы». См. “аль-Масабих” (2/452).
Учёные оценивали это расстояние примерно в четыреста локтей, что равно 185 метрам. См. “Му’джаму люгъа аль-фукъаха” (стр. 334).
И на этот поступок Ибн ‘Умара опирался имам Ибн Рахауейх, который сказал: “Человек не обязан искать воду, кроме как в месте, в котором он пребывает. Разве ты не видел, как Ибн ‘Умар не отправился за водой, несмотря на то, что она была от него на расстоянии одного или двух полётов стрелы”. См. “Масаиль аль-Каусадж” (2/374).
Данное мнение указывает на то, что если человек пребывает в месте, где у него нет воды, а вода находится от него на расстоянии 370 метров и более, то он не обязан идти за ней и ему дозволяется совершать таяммум.
Однако это вовсе не означает, что если, скажем, отключили воду в кране, но рядом есть магазин, в котором можно купить воду, на что имеется возможность, что дозволено сразу же прибегнуть к таяммуму, как это делают некоторые люди!
Упомянув различные спорные мнения факъихов по данному вопросу, автор энциклопедии по вопросам очищения – Дубайян ибн Мухаммад ад-Дубайян процитировал упомянутое сообщение от Ибн ‘Умара и заключил: “Сообщение от сподвижника является достаточным в качестве аргумента по данному вопросу, потому что сподвижник знает лучше, чем другие, когда является узаконенным совершать таяммум, а когда нет”. См. “Ахкам ат-тахара” (12/237).
Приведя упомянутые сообщения от Ибн ‘Умара, хафиз Ибн Раджаб сказал: “Эти сообщения передаются от Ибн ‘Умара, и из них извлекаются различные положения.
Из числа этих положений то, что путнику дозволяется совершать таяммум в начале наступления времени молитвы, даже если он знает, что будет в состоянии дойти до воды прежде, чем выйдет время молитвы. И это является мнением большинства учёных, а некоторые передали на этот счёт даже единогласное мнение.
Также из этого извлекается дозволенность совершать таяммум путнику во время короткого пути точно так же, как это дозволено и во время длительного пути. И это является мнением большинства учёных.
Также из этого извлекается то, что если человек совершил молитву с таяммумом, после чего нашёл воду прежде, чем выйдет время этой молитвы, он не обязан совершать эту молитву повторно (совершив омовение). И это является мнением большинства учёных.
Также из этого извлекается то, что не является обязательным отправляться на поиски воды тому, у кого нет воды, кроме как в том месте, в котором он находится. На это опирался Исхакъ (Ибн Рахауейх), который извлекал это мнение из упомянутого поступка Ибн ‘Умара”. См. “Фатхуль-Бари” (2/228-232).
А Аллаху ведомо обо всём лучше!
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=23395