С именем Аллаха Милостивого Милосердного
В этом вопросе мнения ученых разделились. Разногласие вытекает из вопроса: “Дозволено ли совершение земного поклона без узаконенной на то причины?”
К слову, Ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) считал земной поклон одним из видов поминания Аллаха, поэтому и вне молитвы может выполняться как самостоятельное поклонение без причины.1
От него также передается и то, что обращение к Аллаху с мольбой само по себе может служить законной причиной совершения земного поклона.2
Также были и те, кто считал земной поклон самостоятельным поклонением и вне молитвы. Аргументировали они это тем, что все то, что узаконено по какой-либо причине, может совершаться самостоятельно и без установленной причины.3
Однако же большая часть ученых придерживается противоположного мнения, и опровергает предыдущие мнения тем, что земной поклон является особой формой поклонения, совершение которого обусловлено соответствующими причинами, временем и местом, установленными шариатом.
Поэтому утверждать о правомочности совершения земного поклона можно лишь в следующих случаях:
– земные поклоны, совершаемые во время молитвы.
– земные поклоны, совершаемые при ошибке по невнимательности.
– земной поклон, совершаемый при чтении определенных аятов Корана.
– земной поклон, совершаемый как выражение благодарности Аллаху.
– земной поклон, совершаемый при видении знамения.
Именно в этих случаях имеются указания на законность совершения земного поклона. Хотя между учеными существуют споры относительно некоторых из них.
А если же исходить из принципа: «все то, что узаконено по какой-либо причине, может совершаться самостоятельно и без установленной причины», не учитывая ни обстоятельство, ни время, ни место, то законным можно объявить поклонение совершением поясного поклона вне молитвы. А ученые сходятся во мнении, что подобный поступок запретен, ибо является нововведением.4 Также можно объявить законным приближение к Аллаху стоянием на горе ‘Арафат, пребыванием в Муздалифе, бросанием камешек в столбы, пробежкой между холмами Сафуа и Маруа, вне обрядах Хаджа или ‘Умры, совершаемых в установленное время, с соблюдением всех соответствующих условий.5
Тут также примечательны слова шейха Ибн ‘Усаймина (да смилуется над ним Аллах): “Мольба является поклонением. А законность любого поклонения зависит от того, совершается ли оно в соответствии с тем родом, видом, мерой, образом, временем, местом и поводом, которые были установлены шариатом”6
А если же говорить о том, практиковал ли это пророк ﷺ и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах)? То обладатели знания утверждают, что нет сообщений о том, чтобы пророк ﷺ или же его сподвижники вне молитвы совершали земной поклон для обращения к Аллаху с мольбой.7
Также этот поступок не соответствует тому, что практиковал сам пророк ﷺ и тем правилам и этикетам обращения к Аллаху с мольбой, которым он ﷺ нас обучил. Так, из многочисленных хадисов достоверно известно, что пророк ﷺ взывая к своему Господу, поднимал свои руки к небу8, и к этому он ﷺ побуждал других.
В итоге, отдельное совершение земного поклона для обращения к Аллаху с мольбой не практиковалось ни пророком ﷺ, ни его сподвижниками (да будет доволен ими Аллах). Также к этому не было его ﷺ устного побуждения.
Однако некоторые могут возразить, и сказать: “Разве пророк ﷺ не говорил: «Ближе всего раб находится к своему Господу тогда, когда он пребывает в земном поклоне, посему помногу возносите мольбу в нем!»9?”. А также привести другие хадисы и предания со схожим смыслом.
Ответом на это возражение будет то, что в этих хадисах имеются в виду земные поклоны в молитве, как это явствует из слов ученых.10
В пользу такого понимания свидетельствует хадис, переданный Муслимом (№479): «Поистине, мне было запрещено читать Коран в поясном и земном поклонах. Поэтому, совершая поясной поклон, возвеличивайте в нем Величественного и Могущественного Господа, а в земном поклоне усердствуйте в мольбах, ибо (находясь в подобном положении) вы больше заслуживаете ответа (на ваши мольбы)»
Косвенной аргументацией может служить и то, что выдающие знатоки хадисов как Муслим, Абу Дауд, аль-Хаким, ан-Насаи, Хафиз Ибн Хаджар, аль-Байхаки, аз-Зайля’и, и др. поместили эти предания в главу о молитве.
Также необходимо помнить, что от пророка ﷺ, который произнес слова: «Ближе всего раб находится к своему Господу тогда, когда он пребывает в земном поклоне, посему помногу возносите мольбу в нем!», не передается, чтобы он хоть раз, отдельно совершил земной поклон с целью обратиться к Аллаху с мольбой. А разве он не является образцовым примером, которому нам велено подражать?
И как же тут не вспомнить слова имама Малика (да смилуется над ним Аллах Своей широчайшей милостью), сказанные им человеку, который желал вступить в ихрам не в установленном для этого месте:
“- Не делай этого! Поистине я боюсь, что тогда постигнет тебя искушение.
– Какое искушение может быть [в увеличении благого дела]11, ведь это же всего лишние мили, которые я проделаю (в ихраме)?
И тогда имам Малик сказал: Всевышний Аллах сказал:
﴿ فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَنْ تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ ﴾
«Пусть же остерегаются те, которые преступают его волю, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (Коран; сура 24, аят 63)
– А что же это за искушение?
– Что может быть бо́льшим искушением чем то, когда ты считаешь, что можешь совершить нечто благое, которое было упущено пророком ﷺ, и считаешь, что выбранное тобой для себя лучше, нежели то, что выбрал для тебя Аллах и выбрал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?”12
Подытоживая все ранее сказанное:
Приблизиться к Аллаху можно лишь исполнением того, что узаконено, а не измышлением нового поклонения, которого не совершал ни пророк ﷺ, ни его сподвижники. Поэтому пусть желающий взывать к своему Господу в земном поклоне, делает это в молитве, как это было завещано посланником Аллаха ﷺ.
А полное знание об этом лишь у Аллаха!
____________________________________________________
1 – Ибн Таймия, Маджму’ аль-Фатауа Т.21 С.284, Изд. Маджма’ аль-Малик Фахд, Медина, 1416 г.х.
2 – Ибн Муфлих, аль-Фуру’ Т.1 С.505, Изд. ‘Алям аль-Кутуб, 1405 г.х., издание четвертое.
3 – аль-Мунауи, Файд аль-Кадир Т.4 С.334, Изд. аль-Мактаба ат-Тиджария аль-Кубра, 1356 г.х.
4 – ан-Науауи, аль-Маджму’ шарх аль-Мухаззаб Т.4 С.69, Изд. Дар аль-Фикр.
5 – ‘Изз ад-Дин бин ‘Абд ас-Салям, ат-Таргиб ‘ан саля ар-рагаиб аль-мауду’а Т.1 С.7-8, Изд. аль-Мактаб аль-Ислями. 1405 г.х., второе издание. Абу Шама, аль-Ба’ис ‘аля инкар аль-бида’ уа аль-хауадис Т.1 С.58, Изд. ан-Нахда аль-Хадиса, Мекка, второе издание, 1401 г.х. ан-Науауи, аль-Маджму’ шарх аль-Мухаззаб Т.4 С.69. Изд. Дар аль-Фикр. Ибн аль-Хадж, аль-Мадхаль Т.4 С.267, Изд. Дар ат-Турас. Ибн ‘Усаймин, Нур ‘аля ад-Дарб №312a. Фатауа аль-Ляджна ад-Даима №21779.
6 – Ибн ‘Усаймин, Маджму’ аль-Фатауа Т.13 С. 255. Изд. Дар ас-Сурайа, 1413 г.х.
7 – Абу Шама, аль-Ба’ис ‘аля инкар аль-бида’ уа аль-хауадис Т.1 С.58, Изд. ан-Нахда аль-Хадиса, Мекка, второе издание, 1401 г.х.
8 – ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) утверждал, что хадисов о воздевании пророком ﷺ своих рук к небу настолько многочисленны, что их не исчислить. См. аль-Минхадж шарх Сахих Муслим Т.6 С.190. Изд. Ихья ат-Турас, Бейрут, 1392 г.х.
Также ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) указал на то, что от пророка ﷺ передается около ста хадисов, в которых сообщается о том, что он ﷺ возносил руки к небу в своих мольбах. См. Тадриб ар-Рауи, Т.2 С.631, Дар Тыба.
9 – Муслим №482.
10 – ан-Науауи, аль-Минхадж шарх Сахих Муслим Т.4 С.200, 206, Изд. Ихья ат-Турас, Бейрут, 1392 г.х. Мулля ‘Али аль-Кари, Фатх баб аль-‘иная Т.1 С.335, Дар аль-Кутуб аль-‘Ильмия.
11 – В квадратных скобках приводятся слова из другой версии этого придания. См. Ибн Муфлих, Адаб аш-Шар’ия, Т.3 С.189. Изд. ар-Рисаля. Бейрут, 1419 г.х.
12 – аль-Хаттаб ар-Ру’айни, Мауахиб аль-Джалиль фи шарх мухтасар Халиль Т.3 С.40. Изд. Дар аль-Фикр, издание второе, 1412 г.х.
В дополнение приведённому можно напомнить о важных словах саляфов и имамов, которое гласит: “Не совершай того поклонения, которое не совершали сподвижники”.
Сообщается от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), что он сказал: “Любое поклонение, которое не совершали сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), не совершай его!” Абу Шама в “аль-Ба’ис” 21, аш-Шатыби в “аль-И’тисам” 2/132, аль-Альбани в “Асль сыфа ас-саля” 3/944.
Са’ид ибн Джубайр сказал: “То, что не было известно сподвижникам, участвовавшим в битве при Бадре, не из религии”. См. “Джами’у баян аль-‘ильм” 1425.
Хафиз Ибн Касир сказал: “Ахлю-Сунна уаль-джама’а касательно любых поступков и слов, которые не установлены от сподвижников, говорят: «Это – нововведение», ибо будь в этом какое-либо благо, то они опередили бы нас в совершении этого! Ведь они не оставили какого-либо благого дела, не устремившись к нему”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/278.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Положение поклонения, религии и приближения, переняты от Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). И никто не может сделать какую-либо вещь поклонением или приближением (к Аллаху), кроме как при наличии шариатского довода!” См. “Маджму’уль-фатауа” 31/35.
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=20652