Содержание
1. Положение ростовщичества
2. Ростовщические товары и их правовая норма (хукм)
3. Что относится к ростовщическим товарам, а что нет
4. Нет ростовщичества при разности категорий
5. Запрещено обмениваться товарами одного вида, кроме как точно зная об их одинаковом весе или одинаковой мере
6. Не дозволено продавать свежие финики за сушёные
7. Послабления в продаже «аль-‘арáя» (العرايا)
8. Запрет продажи мяса за животное
9. Дозволено продавать животное за два и более животных того же вида
10. Запрет «аль-‘ина» (العينة)
1. Положение ростовщичества ⬆вверх⬆
Сыддыкъ Хасан Хан:
Всевышний Аллах сказал: «Те, которые пожирают ростовщический излишек, восстанут, как восстаёт тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна ростовщичеству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (2: 275).
Также Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не подчинитесь в этом, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну» (2: 278,279).
Учёные единогласны относительно того, что ростовщичество относится к величайшим грехам, и что ростовщическая сделка недействительна, а должник обязан вернуть только сумму самого долга без начислений. Если же должник неспособен расплатиться с долгом, ему предоставляется отсрочка до тех пор, пока он сможет выплатить.
Данное положение берётся из Книги Аллаха, в которой говорится: «А если вы раскаетесь, то вам полагается ваш первоначальный капитал» (2: 279).
Из этого аята понимается, что если ростовщик не покаялся, судья может изъять его деньги. Также этим аятом аргументируют дозволенность изъятия у ростовщика его прибыли сверх основного капитала, несмотря на то покаялся он или нет.
Итак, при отсутствии покаяния ростовщика, судья может изъять у него всю сумму, а именно: основной капитал и начисленные на неё проценты. Если же он покаялся, изъятию подлежит лишь сумма оплаченных процентов сверх основного капитала.
2. Ростовщические товары и их правовая норма (хукм) ⬆вверх⬆
аш-Шаукани:
{Запрещён обмен золота на золото, серебра на серебро, пшеницы на пшеницу, ячменя на ячмень, фиников на финики и соли на соль, кроме как в равных количествах и из рук в руки}. Но если обмен (бартер) происходит между разными категориями товаров, можно продавать их в каких угодно количествах, если обмен ими происходит из рук в руки в течение встречи (т.е., без возникновения задолженности).
Эти шесть категорий товаров были упомянуты в хадисах, как например, в хадисе от Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал: «Обмен золота на золото, серебра на серебро, пшеницы на пшеницу, ячменя на ячмень, фиников на финики, соли на соль должен происходить в равных количествах и из рук в руки. А кто добавит другому или себе, совершит ростовщичество. Берущий лишнее и дающий его одинаковы в грехе». Хадис приводится у Муслима, а другие подобные хадисы приводятся в обоих сборниках достоверных хадисов аль-Бухари (2176, 2177) и Муслима (1584) и у других, однако ограничиваются только перечислением этих шести категорий товаров.*
*[Шейх аль-Альбани сказал: «В сборнике у аль-Байхакъи есть добавка «… и это относится ко всему, что отмеряется и взвешивается», однако в цепочке передатчиков присутствует Хиббан ибн ‘Убайду-Ллах. Сам аль-Байхакъи после приведения хадиса сказал, что этого передатчика не считали надёжным. Но с этими его словами не согласился Ибн Туркумани и привёл слова имамов, считавших его надёжным. Также аль-Хаким привёл от него хадис и сказал, что иснад его достоверный.
Также данный хадис подтверждается другим хадисом от Абу Са‘ида и Абу Хурейры (да будет доволен ими Аллах), в котором говорится, что Посланник Аллаха ﷺ назначил ответственного за трофеи Хайбара, и однажды, когда он принёс хорошие финики, Пророк ﷺ спросил его: «Все ли финики Хайбара такие хорошие?» Он ответил: «Нет», – и сказал, что они обменивают два са‘а фиников Хайбара на один са‘ этих (хороших) фиников или же три са‘а из тех на два са‘а этих. Пророк ﷺ сказал: «Не делай так, однако продай те финики за дирхемы, а потом за эти дирхемы купи финики хорошего сорта» и добавил: «… и так же в отношении всего, что взвешивается». (аль-Бухари 2302, ат-Тахаӯи «Аль-мушкиль» 2/122, аль-Байхакъи 5/585).
Ибн Теймия в «Аль-мунтакъа» говорит: «Этот хадис является доводом на то, что под ростовщические товары подпадает бартер всего того, что продаётся по весу, так как слова «и так же в весах», означают в том, что взвешивается, а иначе сами весы относились бы к ростовщическим товарам» (10/2248)». (См. «Ат-та‘ликъат ар-радыййа» 2/386).]
Сыддыкъ Хасан Хан:
Уалию-Ллах ад-Дахляӯи в «Аль-худжа аль-балигъа» говорит: «Учёные из числа правоведов поняли из этих текстов, что в ростовщичество попадают не только эти перечисленные в хадисах шесть категорий товаров, но также все схожие с ними товары».
Абу Мухаммад аль-Багъаӯи в «Шарх ас-сунна» (8/58) говорит: «Учёные сошлись на том, что ростовщичество происходит при бартере этих шести категорий товаров, которые были упомянуты в хадисе. Также большинство из них посчитало, что данное положение не ограничивается именно этими товарами, а включает в себя все товары с подобным описанием. Они сказали, что ростовщичество в отношении дирхемов и динаров имеет одно описание, а в отношении оставшихся четырёх товаров – другое описание. После чего разошлись во мнениях относительно конкретизации этого описания. Аш-Шафи‘и сказал, что в отношении дирхемов и динаров учитывается то, что они служат деньгами. А Абу Ханифа сказал, что причиной всего является взвешивание, что даже железо, медь и хлопок подпадают под ростовщичество. Аш-Шафи‘и в своём предыдущем мазхабе, так же как и Са‘ид ибн аль-Мусаййиб, придерживался мнения, что эти четыре товара (пшеница, ячмень, финики и соль) подпадают под ростовщичество потому, что они относятся к продуктам питания, которые взвешивают или же отмеряют. А в новом мазхабе причиной назвал лишь то, что они относятся к продуктам питания. Из чего следует, что под ростовщичество может попасть всё, что употребляется в пищу, как то плоды, фрукты, овощи и лекарства. Он изменил своё мнение по причине обнаружения хадиса: «Еда обменивается на еду в одинаковых количествах» (Муслим 1592), где шариатское постановление (хукм) распространяется на всё то, что включает в себя понятие «еда». Абу Ханифа же сказал, что ростовщичество в этих четырёх продуктах связано с тем, что их отмеряют, из чего следует, что данное положение охватывает всё то, что обычно продаётся отмериванием, включая гипс и известь».
И далее будет приводиться то, что опровергает вышеперечисленные мнения.
3. Что относится к ростовщическим товарам, а что нет ⬆вверх⬆
аш-Шаукани:
{Существует разногласие относительно приобщения к этим шести также и других товаров}. Можно ли к этим категориям, упомянутым в хадисе, отнести и другие товары, чтобы при их бартере была такая же шариатская норма (хукм) относительно запрета количественной разности и отсрочки, когда оба товара относятся к одной категории; или же только запрета отсрочки, когда категории разнятся, но подпадают под одно описание?
Мазхаб захиритов считал, что к этим шести категориям товаров не причисляется ничего другого.
Сыддыкъ Хасан Хан:
Этому мнению также отдал предпочтение ас-Сан‘ани в «Субуль ас-салям» и сказал, что посвятил этой теме отдельный труд, который назвал «Аль-къауль аль-муджтаба». А более подробно об этом можно прочесть в книге «Миск аль-хитам».
аш-Шаукани:
Все остальные учёные склонились к тому, что если другие товары имеют общие характеристики с упомянутыми в хадисе, они имеют такую же шариатскую норму (хукм). При этом учёные разошлись во мнениях относительно описания, которое должно объединять сравниваемые товары. Некоторыми было сказано, что это совпадение в категории вместе с отмериванием или взвешиванием при продаже. Они аргументируют своё мнение хадисом, который привёл ад-Даракъутни (2/589) и аль-Баззар (4/354) со слов аль-Хасана от ‘Убады и Анаса (да будет доволен ими Аллах), что Пророк ﷺ сказал: «Всё, что продаётся на развес должно обмениваться (при бартере) в равных количествах, если относится к одному виду, как и всё то, что отмеривается. Если же товар относится к разным видам, то нет проблем в количественной разности обмениваемых (через бартер) товаров». (Хадис достоверный. См. «Ат-та‘ликъат ар-радыййа» 2/389).
На этот хадис указал Ибн Хаджар в «Ат-тальхис» и никак его не дискредитировал. В его иснаде присутствует ар-Раби‘ ибн Сабих, которого посчитали надёжным передатчиком Абу Зур‘а и другие. Но некоторые хадисоведы считали его слабым передатчиком.
Сыддыкъ Хасан Хан:
Ахмад сказал о нём, что в нём нет проблем. Яхья ибн Ма‘ин, по одним источникам, также считал, что в нём нет проблем, а по другим – считал его слабым, и возможно даже подтасовывающим хадисы. Ибн Са‘д и ан-Насаи считали его слабым. Абу Зур‘а считал его праведным шейхом, а Абу Хатим – праведным. Однако праведность человека не указывает на его надёжность в хадисах.* Ведь хафиз Ибн Хаджар в «Ат-такъриб» относительно него сказал: «Правдивый, но с плохой памятью». И не секрет, что такой хадис не может быть доводом, тем более в таком великом и ответственном деле, как говорить о продукте, который не упомянут в известном пророческом хадисе, что он относится к ростовщическому. Тогда как известно, что ростовщичество является одним из наитяжелейших грехов перед Аллахом – Свят Он и Велик. Из чего следует, что совершивший его, совершает один из величайших грехов в Шариате. Но вместе с тем, абсолютное большинство учёных, за исключением захиритов, сошлись на том, что к ростовщичеству относятся и другие продукты, имеющие схожее описание.
*[Шейх аль-Альбани сказал: «Из слов хадисоведов, когда они говорят «праведный» не понимается лишь то, на что указывает языковой смысл этого слова, однако под этим они имеют в виду, что он приемлем как передатчик. В этом можно убедиться, посмотрев на слова аз-Захаби во вступлении к «Аль-мизан». Так, он говорит, что среди слов, которыми обозначают приемлемых передатчиков, такие как «праведненький» (суӯейлих) в уменьшительно-ласкательной форме. А тот, в отношении которого сказали «праведный», без уменьшения, тем более заслуживает этого. Это что касается его описания словом «праведный». И всё же мне стало известно о том, что ар-Раби‘ Ибн Сабих обладал слабой памятью, но, несмотря на это, его хадисы классифицируются либо как приемлемые «хасан», либо как достоверные по причине наличия других подтверждающих хадисов «сахих ли гъейрихи». (См. «Ат-та‘ликъат ар-радыййа» 2/389).]
аш-Шаукани:
Данный хадис, указывает на то, что к этим шести видам относятся и другие товары. Также он указывает на причину, по которой они к ним причисляются, а это – отмеривание или взвешивание товаров одного вида.
Также из того, чем утверждается положение ростовщичества в продуктах, помимо шести упомянутых, это хадис, приводимый в обоих Сахихах со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запретил «аль-музабана» – а это продажа фиников на пальме за отмеренные сушёные финики или же продажа винограда на винограднике за отмеренный изюм, или же продажа посевов за отмеренные продукты питания. И он запретил всё это». А в версии у Муслима говорится: «…а также продажу любых плодов, прикидывая на глаз их количество». (Малик 2/624, аль-Бухари 2171, 2175, Муслим 1542).
Этот хадис указывает на то, что виноград и изюм также относятся к «аль-музабана»,* а версия Муслима относит к ней ещё больше плодов.
*[Шейх аль-Альбани сказал: «Данное указание в хадисе неявное, однако то, на что действительно указывает хадис – это запрет того, в чём есть неиз-вестность, как это упоминалось ранее со слов Малика. Продажа плодов пальмы за сушёные финики содержит в себе две причины для запрета: неизвестность и ростовщичество. В итоге, в хадисе нет довода на сказанное». (См. «Ат-та‘ликъат ар-радыййа» 2/390).]
Также на отнесение других плодов (фруктов, посевов и овощей) к данному запрету указывает хадис, который привёл Малик в «Аль-муӯатта» (2/655) со слов Са‘ида ибн аль-Мусеййиба о том, что «Пророк ﷺ запретил покупать мясо, расплачиваясь живой скотиной». Этот хадис также привели аш-Шафи‘и и Абу Дауд с нецелостным иснадом. Ад-Даракъутни, в отличие он них, привёл его с целостным иснадом в «Аль-гъариб ‘ан Малик» от аз-Зухри от Сахля ибн Са‘да, однако классифицировал этот хадис, как слабый. Поэтому правильным будет считать это сообщение «мурсаль», с чем согласился Ибн ‘Абдуль-Барр.
Есть и другой хадис, который приводится у аль-Баззара со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), и который подтверждает смысл данного хадиса, но в его иснаде присутствует Сабит ибн Зухейр, который является слабым передатчиком.
По данному вопросу также приводится хадис от Абу Умеййи ибн Я‘ля от Нафи‘а, однако Абу Умаййа тоже является слабым передатчиком.
У аль-Хакима (2/35), аль-Байхакъи (5/288) и Ибн Хузеймы (3/142) приводится хадис, который сильнее этого, передаваемый со слов аль-Хасана от Самуры.
Также из того, что подтверждает это положение – это хадис Рафи‘а ибн Хадиджа и Сахля ибн Аби Хасамы (да будет доволен им Аллах), который приводится у ат-Тирмизи (1303) в отношении дозволенности «аль-‘арая». В нём говорится «… и запретил продавать виноград за изюм, а также любые плоды, прикидывая на глаз их количество».
Также из того, что указывает на необходимость учитывать равенство в весе – это хадис, который приводится у Ахмада и Муслима (1584), со слов Абу Са‘ида (да будет доволен им Аллах), в котором говорится: «Не продавайте золото за золото и серебро за серебро, кроме как при равном весе; одинаковое за одинаковое, равное за равное».
Ахмад (2/389, 485), Муслим (1588-85) и ан-Насаи (7/278) привели хадис со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), в котором говорится: «При бартере золота на золото должна соблюдаться равность и одинаковость. И при бартере серебра на серебро должна соблюдаться равность и одинаковость».
Также Муслим, ан-Насаи и Абу Дауд привели хадис со слов Фадали ибн ‘Убейда (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал: «Не продавайте золото за золото, кроме как одинаковое по весу».
Что же касается того, что подтверждает необходимость учитывать меру, то это хадис Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), о котором упоминалось ранее, и в котором говорится: «Пророк ﷺ запретил продажу винограда за отмеренный изюм». (Малик 2/624, аль-Бухари 2171, Муслим 1542).
А также исходя из того, о чём скоро пойдёт речь относительно запрета продажи кучи чего-либо, вес которой неизвестен.
Сыддыкъ Хасан Хан:
Я скажу, что среди учёных, признающих аналогию (аль-къияс), есть разногласия в отнесении продуктов, кроме упомянутых, к ростовщическим. Между тем ни у одной из этих групп нет ярких и ясных доводов, у них лишь голые предположения и догадки, к которым они присоединили длинные рассуждения, от которых нет прока. Одни говорят, что к установлению причины их привёл один из путей выявления и установления причин, как выявление и извлечение его описания. Другие сказали, что пришли к тому, к чему они пришли, другим путём выявления причин, как например, методом исключения. И мы ни в коем случае не отрицаем использование этих путей для выявления причин и установления шариатских норм, однако мы не согласны с их описанием того, что является причиной в данном случае. Нет ничего лучше, чем ограничиться шариатскими текстами, не прибегая к обременению себя переходом его границ, не возлагая на рабов Аллаха то, что станет для них тяжело выполнимым. Тем не менее мы не отрицаем аналогию (аль-къияс), как довод, но мы отрицаем приближение посредством неё к Аллаху, помимо тех случаев, когда причина шариатской нормы (хукм) указывается в самих шариатских текстах и утверждена посредством очевидных слов, а не тем способом, который упомянут в данной главе. И пусть данное исследование останется у тебя в памяти, дабы оно принесло пользу и в других вопросах.
Автор (аш-Шаукани), да помилует его Аллах, в книге «Ас-сейль аль-джаррар» (стр. 508) говорит: “Не секрет, что в приводимых хадисах Пророк ﷺ упоминает вес и меру для разъяснения того, в чём должна быть одинаковость между упомянутыми им товарами при их обмене. Каким же образом данное упоминание могли преобразовать в описание, чтобы затем ко всем другим товарам и продуктам применить ту же правовую норму, что и к товарам, непосредственно упомянутым в хадисе? И как вообще на что-то другое может перейти правовая норма по причине такого рода упоминаний? Какое описание можно извлечь из этого, зная, что целью упоминания было указание на одинаковость, подобно словам: «одинаковое за одинаковое и равное за равное»?”
Аш-Шафи‘и и те, кто разделил его точку зрения, обусловили ростовщические товары двумя условиями: одинаковостью категорий и съедобностью. При этом они опирались на хадис, приводимый у Муслима и у других со слов Ма‘мара ибн ‘Абду-Ллаха (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Бартер еды на еду производится в одинаковых количествах», – а нашей едой в то время был ячмень». (Муслим 1592).
Но, что из того, что в хадисе приходит упоминание еды? Где довод на то, что этим упоминаем, Пророк ﷺ имел в виду, что вся еда подобна тем перечисленным шести товарам? Что толкает учёных на утверждение того, что это то самое качество и описание ростовщических товаров, чтобы затем строить на этом мосты и возводить замки, говоря, что этот хадис является доводом на обязательное соблюдение одинаковости количества при бартере продуктов питания на продукты питания, чтобы это не стало ростовщичеством? И первое, что опровергает их аргументацию – это золото и серебро, упоминаемые в самом начале хадисов, в которых перечисляются виды товаров, при обмене которых может возникнуть ростовщичество.
Также из того, что опровергает упомянутые мнения – это то, что достоверно передаётся в хадисах, где Пророк ﷺ упоминал числа, как в хадисе у Муслима (1585) со слов ‘Усмана (да будет доволен им Аллах), в котором Пророк ﷺ сказал: «Не продавайте динар за два динара», а в другой версии, приводимой у аль-Бухари (2080) со слов Абу Са‘ида (да будет доволен им Аллах), говорится, что он сказал: «… и два дирхема за дирхем». Тем не менее, никто из учёных, в том числе и придерживающиеся упомянутых мнений, не говорили, что число имеет значение (чтобы ограничить его одним и двумя).
Маликиты сошлись с шафиитами на том, что учитываемым описанием товара является его съедобность, а затем к этому описанию, в отличие от шафиитов, добавили ещё и длительный срок хранения, и продовольственную ценность, безосновательно раздвинув рамки ростовщических товаров.
В итоге, нет ни одного довода, чтобы аргументировать проведение параллели между перечисленными в хадисе и другими товарами».* (Конец слов аш-Шаукани).
*[Шейх аль-Альбани сказал: «Ранее упоминалось два хадиса, каждый из которых по отдельности является доводом, не говоря уже об их совокупности! Вполне достаточно этих хадисов для утверждения правового постановления. Из них делается вывод, что причиной отнесения продукта к ростовщическим является его продажа по весу или по мере. Также это было мнением Ибн Теймии, который сказал: «Причиной запрета вида ростовщичества «риба аль-фадль» является принадлежность товара к продуктам питания и их продажа через взвешивание или отмеривание. И это одно из мнений, которое передаётся от Ахмада»». (Аль-ихтиярат, 75).]
4. Нет ростовщичества при разности категорий ⬆вверх⬆
аш-Шаукани:
{Если же обмениваемые товары относятся к разным категориям, дозволяется отличие в их весе и объёме, при условии обмена на месте, то есть, в рамках одной встречи}, исходя из того, что приводится в обоих Сахихах со слов ‘Убада ибн ас-Самита (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал: «Обмен золота на золото, серебра на серебро, пшеницы на пшеницу, ячменя на ячмень, фиников на финики и соли на соль должен происходить в равных количествах и из рук в руки. Если же виды разнятся, то нет проблем в количественной разности обмениваемых товаров, если он происходит из рук в руки». (Муслим 1587-81).
В данной главе есть и другие хадисы.
5. Запрещено обмениваться товарами одного вида, кроме как точно зная об их одинаковом весе или одинаковой мере ⬆вверх⬆
аш-Шаукани:
{И не дозволено продавать что-то за что-то из того же вида, кроме как зная об их одинаковой мере или весе} исходя из хадисов, приводимых в обоих Сахихах, в которых Пророк ﷺ говорит: «Одинаковым за одинаковое, равным за равное и весом за вес». Всё это указывает на то, что нельзя применять бартер среди товаров одного вида, кроме как зная об их одинаковости и равности со стороны веса и меры. Также на это указывает хадис, приводимый у Муслима (1530) и других, со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Пророк ﷺ запретил продавать кучу фиников, мера которой неизвестна, за отмеренное количество фиников».
Это указывает на то, что в таких случаях сделка запрещена, кроме как точно будет известна мера обмениваемых товаров.
{даже если в нём будет присутствовать что-то другое}, то есть, наличие в товаре чего-то постороннего никак не влияет на необходимость равности и одинаковости веса или объёма обмениваемых товаров одного вида. И это исходя из хадиса, приводимого у Муслима (1591) и у других со слов Фадали ибн ‘Убейда (да будет доволен им Аллах), который сказал: «В день Хайбара я купил за двенадцать золотых динаров колье из золота и бус. Когда я отделил бусы от золота, оказалось, что в нём золота больше чем в двенадцати динарах. И когда я рассказал об этом Пророку ﷺ, он сказал: «Такие вещи не должны продаваться и покупаться до тех пор, пока не будет отделено одно от другого»».
Этого придерживались многие из предшественников, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, аш-Шафи‘и, Ахмад и Исхакъ.
Другая группа учёных, среди которых ханафиты, склонились к тому, что нет проблем в разности количества этих товаров, когда они продаются совместно с чем-то другим, и когда эта надбавка соответствует тому, за что она даётся.
6. Не дозволено продавать свежие финики за сушёные ⬆вверх⬆
аш-Шаукани:
{и не дозволена продажа свежих фруктов за сушёные} исходя из предшествовавшего хадиса Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), где говорилось о запрете продажи плодов финикового сада за отмеренные сушёные финики, а виноград за отмеренный изюм. А также, исходя из вышеприведённых хадисов Рафи‘а ибн Хадиджа и Сахля ибн Аби Хасмы (да будет доволен им Аллах).
Сыддыкъ Хасан Хан:
Также в «Аль-муӯатта» (2/624) имама Малика приводится хадис Са‘да (да будет доволен им Аллах) о том, что он слышал, как «Посланник Аллаха ﷺ был спрошен относительно бартера сушёных фиников на свежие и спросил: «Уменьшается ли количество свежих фиников, когда они высыхают?» И когда ему дали утвердительный ответ, запретил это».
Этого мнения придерживался аш-Шафи‘и, а данный хадис является основным доводом того, что нельзя обмениваться продуктами питания одного вида, когда одни из них являются сушёными, а другие свежими. Например, как обмен свежих фиников (рутаб) на сушёные (тамр), обмен винограда на изюм, обмен свежего мяса на сушёное. И этого мнения придерживается большинство обладателей знания, в числе которых Малик, аш-Шафи‘и и ученики Абу Ханифы (Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шейбани). Однако сам Абу Ханифа дозволял это, опираясь на всеобщность смысла аята: «Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (2: 275), а также опираясь на аналогию (къияс), лишённую условий её действительности, а именно, опираясь на утверждение: «Свежие и сушёные финики относятся либо к разным видам, либо к одному, но в любом случае обмен одних на другие не запрещён» (имеется в виду, не запрещён, даже без соблюдения одинаковости и отсутствия отсрочки).
Ибн аль-Къайим сказал: «Если ты посмотришь на эту аналогию, увидишь, что она наиполнейшим образом противоречит Сунне, и это при том, что эта аналогия сама по себе является неправильной. А что касается свежих и сушёных фиников, то они относятся к одному виду, где одно больше другого вне зависимости от намерения. Одно из них больше другого, и эту разность невозможно определить, а посему, невозможно и покрыть её, так как все это будет опираться лишь на предположение. И даже если бы в Сунне не пришёл запрет подобной сделки, на её запрет указала бы аналогия (аль-къияс). Но даже при отсутствии аналогии, неприемлемость подобной сделки должна была бы стать основой, которой необходимо было бы придерживаться и подчинить себя ей, подобно тому, как человек принимает и подчиняет себя священным текстам».
7. Послабления в продаже «аль-‘арáя» (العرايا) ⬆вверх⬆
аш-Шаукани:
{кроме обладателей «аль-‘арая»* } исходя из хадиса, приводимого у аль-Бухари и других со слов Зейда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах) о том, что «Пророк ﷺ сделал послабление в отношении «аль-‘арáя», когда отмеренное количество фруктов обменивается на свежие, определённые на глаз». (аль-Бухари 2184, Муслим 1539).
*[«аль-‘ариййа» – это бесплатное предоставление права пользования чем-либо. (См. «Ат-та‘рифат аль-Джурджани» 146). В данном случае имеются в виду пальмы, предоставленные для пользования неимущим.]
А в другой версии хадиса у аль-Бухари (со слов Сахля ибн Аби Хасмы) говорится: «Пророк ﷺ сделал послабление в отношении «аль-‘ариййа», при котором сухие финики меняются на свежие, количество которых определяется на глаз, и которые даются домочадцам». (аль-Бухари 2191, Муслим 1540).
Ахмад (3/360) и аш-Шафи‘и (4/354), привели хадис со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), который назвали достоверным Ибн Хузейма (2469), Ибн Хиббан (5008) и аль-Хаким (3/254). В нём говорится, что Джабир (да будет доволен им Аллах) слышал, как «Посланник Аллаха ﷺ, разрешил обладателям «аль-‘арáя» (пальм), продавать их плоды, определяя их количество приблизительно на глаз, и сказал: «В рамках одного, двух, трёх и четырёх ӯасаков*»». Есть также и другие хадисы по данной теме.
*[Один ӯасак равен шестидесяти са‘ам, что приблизительно равно 130 кг. или 150 литрам.]
Смысл этого в том, что Пророк ﷺ сделал послабление для бедных, у которых нет собственных пальм, и дал возможность покупать за отмеренное количество сушёных фиников свежие финики на дереве у обладателей пальм.
«Аль-‘арáя» (العرايا) – это множественное число от «‘ариййа» (العاريّة), что в основе означает безвозмездную передачу кому-либо плодов пальмы, при этом не отдавая сами пальмы.
Этого мнения придерживается большинство учёных, а мнение тех, кто пошёл им в противоречие опровергается вышеприведёнными хадисами.
Сыддыкъ Хасан Хан:
Термин «аль-‘ариййя» со стороны словообразования приходит в форме (فعيلة), но со значением формы (مفعولة), образованное от (عراه، يعروه), которое означает: направляться, обращаться, подразумевать, и было применено к некой подразумеваемой сделке. Или же оно приходит со смыслом формы (فاعلة), образованное от слова (عري، يعرى) означающее снятие с себя одежды, как бы указывая на то, что эта форма сделки была исключена из общего запрета подобного обмена и осталась обнажённой, непокрытой запретом.
Итак, «аль-‘арáя» – это продажа свежих фиников на пальме за сухие финики, находящиеся на земле; так жекак и продажа винограда на винограднике за изюм, когда его количество не превышает пяти ӯасаков. Мухаммад ибн аль-Хасан сказал: «Мы также придерживаемся этого мнения».
Аль-Бухари в своём сборнике хадисов в главе «Разъяснение аль-‘арая» говорит: «Малик сказал, что «аль-‘ариййа» – это когда один дарит другому пальму или плоды пальмы, после чего начинает испытывать неудобство от того, что он заходит к нему, чтобы собирать свои плоды.*
*[Причиной этого, как разъяснил Ибн Хаджар в «Аль-фатх» (4/391), являлось то, что в период созревания плодов и сбора урожая люди отправлялись в свои сады вместе со своими жёнами и детьми, и испытывали неудобства от присутствия в саду посторонних людей.] И в этом случае ему дозволяется выкупить у того его финики, находящиеся на пальме, дав ему за них сушёные. А Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и сказал: «Сделка “аль-‘ариййа” не заключается кроме как при отмеренном количестве сушёных фиников, передаваемых из рук в руки (т.е., в рамках одной встречи), и обязательно отмеренным количеством. Из того, что усиливает это мнение – это слова Сахля ибн Аби Хасмы о том, что обмен дозволен лишь в ограниченном количестве ӯасаков. Ибн Исхакъ сказал, что в хадисе от Нафи‘а от Ибн ‘Умара говорится, что «аль-‘арая» – это когда один отдаёт другому из своего сада одну-две пальмы. Язид ибн Харун передал от Суфьяна ибн Хусейна, что «аль-‘арая» – это пальмы, которые были подарены беднякам, но они не могли дождаться своих плодов и для них было сделано послабление, чтобы они по своему усмотрению могли продавать их за сушёные финики».
Термин «аль-‘арая» берёт своё начало с обычая арабов на бесплатное предоставление пальм тем, у кого нет плодов или же предоставлять дойную козу или верблюдицу, чтобы другой мог брать молоко, но при этом животное продолжало принадлежать её хозяину.
Аль-Даухари в «Ас-сыхах» сказал: «”Аль-‘ариййа” – это бесплатное предоставление пальмы нуждающемуся, чтобы он в течение года мог брать её плоды».
И Пророк ﷺ дозволил тем, у кого нет собственных пальм, чтобы они покупали свежие финики, находящиеся на пальме за сушёные финики, как это приводится в обоих Сахихах и других сборниках со слов Зейда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах). Так, в одной из версий хадиса, приводимого в обоих Сахихах, с его слов сообщается: «Пророк ﷺ дозволил «аль-‘арая», когда количество определяется на глаз, и даётся домочадцам для употребления в свежем виде». (аль-Бухари 2191, Муслим 1540).
А в другой версии, приводимой ими же с его слов, есть добавка: «… и он не сделал послабление для иных случаев». (аль-Бухари 2184, Муслим 1539).
Исходя из вышеприведённого, данная сделка дозволена, ведь «аль-‘арая» дозволил тот же, кто известил о запрете ростовщичества и запретил нам «аль-музабана». А это ясный Шариат и достоверная Сунна. Тот же, кто отвергает это, пытается отвергнуть наличие в Шариате послаблений и исключений из общих положений, а также он отвергает установленную Сунну, опираясь на мнение. То же самое относится и к тем, кто запретил данный вид сделки, дозволив при этом дарение, как это передаётся от Абу Ханифы. И надо отметить, что данное послабление обусловлено тем, чтобы сделка заключалась в рамках одного, двух, трёх и четырёх ӯасаков, как это передают аш-Шафи‘и и Ахмад со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), и достоверность чего подтвердили Ибн Хузейма, Ибн Хиббан и аль-Хаким. Поэтому не дозволено заключение сделки на большее количество плодов.
8. Запрет продажи мяса за животное ⬆вверх⬆
аш-Шаукани:
{а также продажа мяса за животное} исходя из хадиса, который ранее упоминался.
Сыддыкъ Хасан Хан:
Хадис приводится у Малика (2/655), со слов Са‘ида ибн аль-Мусаййиба (да будет доволен им Аллах) о том, что «Посланник Аллаха ﷺ запретил продажу животного за мясо»
Са‘ид ибн аль-Мусаййиб сказал: «К числу азартных игр времён доисламской джахилии относится бартер мяса на одного или двух баранов».(Малик 2/655).
Он также сказал: «Пришёл запрет на продажу животного за мясо». (Малик 2/656).
Абу аз-Зинад сказал: «Все, кого мы застали из обладателей знания, запрещали продажу животного за мясо», – то есть, и тогда, когда они одного вида (барана за баранину или корову за говядину), а также тогда, когда они разных видов, будь то из дозволенных в пищу или нет.
В «Шарх ас-сунна» аль-Багъаӯи пишет: «Группа из числа сподвижников и таби‘инов считала данный вид сделки запретным, что также было мнением имама аш-Шафи‘и».
Несмотря на то, что хадис Ибн аль-Мусаййиба приходит в форме «мурсаль», он подкрепляется делами сподвижников. Аш-Шафи‘и считал достоверными (хасан) хадисы, переданные от Са‘ида ибн аль-Мусаййиба в форме «мурсаль».
Другая группа учёных, в числе которых был аль-Музани, склонилась к дозволенности данной сделки, так как достоверность хадиса не была подтверждена, а по данному вопросу уже существовало разногласие. Также потому, что животные не относятся к ростовщическим продуктам, исходя из того, что дозволяется бартер одного животного на двоих, а потому продажа мяса за животное относится к продаже ростовщического продукта за продукт, не относящийся к ростовщическим. Поэтому, исходя из аналогии (аль-къияс), данная сделка дозволена. Но если подтвердится достоверность хадиса, мы откажемся от аналогии и последуем хадису.
В «Аль-муӯатта», которую передал Мухаммад Ибн аль-Хасан, он говорит: «И мы тоже следуем этому мнению, а именно тому, что если кто-то продал баранину за живого барана и при этом не знает больше ли его мясо того мяса, которое в баране или меньше, то данная сделка порицаема и недействительна. Не стоит заключать подобные сделки, ибо они подобны «аль-музабане» и «аль-мухакъале». Подобна этому и продажа оливок за оливковое масло, а также масло кунжута за сам кунжут».
Я (Сыддыкъ Хасан Хан) склоняюсь к тому, что в хадисе подразумевается то, когда некто говорит мяснику: «Сколько выйдет мяса из этого барана?» Мясник отвечает: «Двадцать ратлей». [1 ратль равен приблизительно 450 граммам] Тогда хозяин барана говорит ему: «Возьми этого барана за двадцать ратлей мяса, и если из барана выйдет больше двадцати ратлей, излишек принадлежит тебе, а если меньше, то ты покрываешь разницу». А это не что иное, как вид азартных сделок. То есть, запрет в хадисе объясняется аналогией к азартным сделкам.
9. Дозволено продавать животное за два и более животных того же вида ⬆вверх⬆
аш-Шаукани:
{и дозволено продавать животное за два и более того же вида} исходя из хадиса, который приводят Ахмад и авторы сборников «Ас-сунан», и который назвал достоверным ат-Тирмизи (1239). В нём от Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что «Посланник Аллаха ﷺ купил раба, отдав двух рабов». Также этот хадис привёл Муслим (1602) в своём сборнике.
Также Муслим (1365) и другие привели другой хадис со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что «Пророк ﷺ выкупил Софию у Дихьйи аль-Кальби, отдав за неё семерых».
Ахмад (6593, 7025) и Абу Дауд (2/87) привели хадис со слов Ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что «Пророк ﷺ повелел ему отправить отряд на верблюдах, принадлежащих ему. Когда он усадил их на верблюдов, остались те, кому не досталось верблюдов, и тогда он обратился к Пророку ﷺ, говоря: «О Посланник Аллаха, верблюды закончились, но ещё остались люди, у которых нет верхового животного». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Купи взрослых верблюдов по цене двух или трёх молодых верблюдиц, которые должны прибыть с имуществом милостыни, чтобы отправить весь отряд на верховых животных». А когда верблюдицы прибыли, Посланник Аллаха ﷺ расплатился ими».
В иснаде этого хадиса присутствует Мухаммад ибн Исхакъ, в отношении надёжности которого есть разговоры, однако Ибн Хаджар в «Аль-фатх» укрепил этот иснад.
Ахмад и авторы сборников «Ас-сунан» передали хадис, который назвали достоверным ат-Тирмизи и Ибн аль-Джаруд со слов Самуры ибн Джундуба (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Пророк ﷺ запретил продажу животного за другое животное в рассрочку». Этот хадис от Самуры передал аль-Хасан, который не слышал хадисы непосредственно от него.*
*[Несмотря на разногласия в отношении достоверности этого хадиса, шейх аль-Альбани назвал его достоверным по причине других хадисов с подобным смыслом. См. «Сахих Аби Дауд» (3356), «Сахих ат-Тирмизи» (1237), «Ат-та‘ликъат ар-радыййа» (2/404).]
Аш-Шафи‘и объединил между этим и предыдущими хадисами, сказав, что имеется в виду наличие рассрочки с обеих сторон сделки, что станет продажей долга за долг, а не только с одной стороны, при которой сделка является дозволенной.
Сыддыкъ Хасан Хан:
Малик в «Аль-муӯатта» привёл, что ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) продал своего верблюда – которого звали ‘Усейфир – за двадцать верблюдов в рассрочку. А также привёл, что ‘Абду-Ллах ибн ‘Умар купил одного сильного вьючного верблюда за четырёх верблюдов в рассрочку, которые обязался отдать продавцу верблюда в местности Ар-рабаза. Также привёл, что когда Ибн Шихаб был спрошен о продаже одного животного за двоих в рассрочку, он ответил: «В этом нет проблем».
Аш-Шафи‘и сказал, что это дозволено вне зависимости от того относятся ли животные к одному или же к разным видам, дозволены ли к употреблению в пищу или запрещены, проданы ли они один за один или один за два. А Абу Ханифа сказал, что подобная сделка не дозволена.
Таким образом, в отношении дозволенности бартера животных на животных в рассрочку существует разногласие среди учёных.
10. Запрет «аль-‘ина» (العينة) ⬆вверх⬆
аш-Шаукани:
{«аль-‘ина» не дозволена}, исходя из хадиса Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал: «Когда люди будут скупиться на динары и дирхамы, станут заключать «аль-‘ина», погрязнут в накопительстве и оставят джихад на пути Аллаха, Аллах нашлёт на них бедствие, которое не снимет с них до тех пор, пока они не вернут себе свою религию». Хадис привели Ахмад (4825), Абу Дауд (3462), ат-Табарани (3/207). Ибн аль-Къаттан подтвердил его достоверность, а хафиз Ибн Хаджар сказал, что все его передатчики надёжные.
«Аль-‘ина» – это когда продавец продаёт свой товар в рассрочку, после чего тут же покупает этот товар обратно за меньшую цену, расплачиваясь на месте.
На запрет данной сделки указывает хадис переданный Абу Исхакъом ас-Саби‘и от своей жены, что однажды она навестила ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) вместе со служанкой Зейда ибн Аркъама (да будет доволен им Аллах), которая сказала ей: «О мать правоверных, поистине я продала одного из рабов Зейда ибн Аркъама за восемьсот дирхамов в рассрочку, после чего купила его же за шестьсот дирхамов наличными», – на что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала ей: «Скверно то, что ты купила и продала. Передай Зейду, что его джихад вместе с Посланником Аллаха ﷺ стал тщетным, кроме как если он принесёт покаяние». Хадис привёл ад-Даракъутни, а в его иснаде присутствует аль-Гъалия бинт Айфа‘. Также передаётся от аш-Шафи‘и, что он считал этот хадис недостоверным, с чем согласился Ибн Касир в «Аль-иршад».
К запрету заключения сделки «аль-‘ина» склонились Малик, Абу Ханифа и Ахмад, а дозволенным посчитал аш-Шафи‘и и его последователи.
Тем не менее, запрет на сделку «аль-‘ина» передаётся через различные пути, которым аль-Байхакъи в своём сборнике посвятил отдельную главу.
(Из книги “БЛАГОДАТНЫЙ САД”)
Ссылка на форум:
https://www.asar-forum.com/viewtopic.php?p=100071#p100071