بسم الله الرحمن الرحيم

Содержание (в виде ссылок):
• Введение
• Пророческие хадисы, указывающие на выделение пятницы милостыней
• Асары от сподвижников, указывающие на выделение пятницы для милостыни
• Слова имамов, указывающие на выделение пятницы для милостыни
• Заключение

Введение

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!А затем:

В последнее время мусульмане всё чаще стали поднимать вопрос: «Является ли узаконенным выделять пятницу милостыней?»

Нет никаких сомнений и разногласий в том, что пятница является величайшим днём, который выделяется различными видами поклонения, на что указывают многочисленные пророческие хадисы, такими как: пятничная молитва, увеличение мольбы за Пророка (мир ему и благословение Аллаха), совершение полного омовения, чтение суры «Пещера», и т.д.

Что же касается выделения пятничного дня милостыней, то и на это указывают некоторые пророческие хадисы и сообщения от саляфов во главе со сподвижниками. Поэтому многие ранние имамы говорили о том, что милостыня в этот день превосходит милостыню, совершённую в другие дни недели.

Однако по причине того, что некоторые признанные современные учёные не сталкивались с доводами, указывающими на правомочность и желательность милостыни в пятницу, они утверждали, что выделение пятницы для милостыни не является желательным, а некоторые искатели шариатского знания стали категорично порицать и отрицать правомочность этого положения. Они сказали, что, несмотря на величие пятничного дня, она не выделяется любыми видами поклонения, кроме тех, которые узаконил Шариат, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил выделять пятницу такими великими поклонениями, как пост и ночные молитвы (кыям аль-лейль), если только это не регулярные пост и ночная молитва человека.

Конечно же, это прекрасный вывод, однако, как гласит известное правило: «Незнание чего-то не указывает на то, что такого не существует». Дело в том, что как раз на выделение пятницы милостыней есть конкретизирующие аргументы, о чём, с дозволения Аллаха, читателю далее станет ясно.

К тому же не следует торопиться отрицать категорично правомочность какого-то деяния, особенно студентам шариатских наук! На этот счёт прекрасно высказался хафиз ас-Суюты, сказавший: “Я встретил в книге «аль-Манамат» у Ибн Аби ад-Дуньи один хадис-мурсаль, у которого неплохой иснад. И если бы меня спросили про такой хадис до того, как я наткнулся на него, то я, конечно же, поторопился бы отрицать его существование. Так пусть же учёный остерегается торопиться отрицать наличие того, о чём он не знает”. См. “Шарх Альфия аль-асар” (2/876).

И если подобный совет был дан учёным, несмотря на их более обширные познания, тогда что говорить о простых студентах?! Учитывая также тот факт, что ни один учёный, даже самый знающий, неспособен охватить всё знание целиком! Как говорил имам аш-Шафи’и: “Мы не знаем такого человека, который собрал все Сунны так, чтобы ничего не упустил. Если собрать знание всех учёных, то все Сунны будут известны. Если же разделить знание каждого из них, то и знание о Суннах будет разделено. И то, что неизвестно одному, известно другому”. См. “ар-Рисаля” (стр. 43).

А имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Отдельный человек не в состоянии охватить все Сунны!” См. “аль-Аусат” (1/469).

 

Как уже было упомянуто, некоторые современные учёные говорили о том, что не следует выделять пятницу милостыней, так как они не знают аргумента на правомочность этого деяния.

Так, например, спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Некоторые люди выделяют пятничный день различными видами пожертвования».

Шейх ответил: “Это не дозволено, абсолютно. То есть, не то, чтобы мы говорим, что это запрещено, но это следует порицать, кроме как если для этого есть повод, как то, что нуждающиеся люди не приходят, кроме как в пятницу, или сам человек освобождается от работы только в пятницу. Суть в том, что не говорится, что пятница выделяется милостыней”.

Спрашивающий: «Некоторые люди опираются в этом на некоторые асары, указывающие на достоинство милостыни в пятницу».

Шейх: “Где они?”

Спрашивающий: «Они говорят, что такие сообщения имеются».

Шейх: “Если они имеются, то мы принимаем и покоряемся им. Но мне видится, что асары, которые передаются об этом, не конкретизируются только пятничным днём. Речь идёт об асарах, в которых говорится о том, чтобы подавать милостыню перед совершением молитвы. И некоторые учёные поясняли это, сказав: «Раз Аллах повелел нам совершать милостыню перед обращением к  Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) наедине, то давать подаяние перед тем, как обращаться к Аллаху с мольбой следует тем более».

Однако в этой аналогии есть сомнение, так как если мы скажем так, то придётся заявить, что является Сунной для каждого человека, который отправился на молитву, подать милостыню, а такое нуждается в доводе”. Сл. “Шарх Сахих Муслим /Китаб ас-сыям/” (№ 4).

То, о чём упомянул шейх Ибн ‘Усаймин, ученики шейхуль-Исляма Ибн Таймии передавали от него, что каждую пятницу, отправляясь на пятничную молитву, он давал милостыню, проводя аналогию с аятом Корана: «О те, которые уверовали! Если вы наедине говорите с Посланником, то предварите вашу тайную беседу милостыней. Так будет лучше для вас и чище» (58: 12), говоря: “Раз Аллах повелел нам давать милостыню перед обращением к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) наедине, значит милостыня перед тайным обращением к Аллаху лучше и важнее по достоинству”. См. “аль-Ихтиярат аль-фикъхийя” (1/229), “аль-Мустадрак ‘аля аль-Маджму’ аль-фатауа” (3/125).

Кстати, в примечаниях к этим словам имама Ибн Таймии, ‘Абдуллах ибн Мани’ передал, что шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Я поступал так какое-то время, но поразмыслив над этим, мне стало ясно, что это не узаконено”. См. “Масаиль аль-имам Ибн Баз” (1/265).

Также и шейх Ибн Баз говорил: “Что касается выделения пятницы для поста, или определённого вида милостыни, или для посещения могил и тому подобного, то я не знаю у этого основы”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб”.

 

Во-первых, как нам стало ясно, эти шейхи отрицали выделение пятницы для милостыни по причине того, что не знали довода, указывающего на правомочность этого.

Во-вторых, как гласит известное правило: «Незнание чего-то не указывает на то, что такого не существует». См. “Даръ ат-та’аруд” (1/50).

В-третьих, данное разногласие появилось в основном среди современных шейхов, тогда как саляфы и ранние имамы не препирались на этот счёт, напротив, они и словами и делами указывали на то, что милостыня в пятницу является желательной и имеет преимущество.

В-четвёртых, на то, что милостыня в пятницу желательна, узаконена и имеет преимущество перед прочими днями недели указывают куда более ясные и прямые аргументы, нежели аналогия имама Ибн Таймии с аятом о совершении милостыни при обращении к Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) наедине.

С дозволения Аллаха хотелось бы процитировать достоверные аргументы в пользу слов имамов, говоривших о желательности совершения милостыни в пятницу и о достоинствах этого.

Пророческие хадисы, указывающие на выделение пятницы милостыней

Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то один человек, который выглядел очень плохо, пришёл в пятницу (на молитву), когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил проповедь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Ты совершил молитву?»

Тот человек ответил: «Нет».

Он сказал ему: «Соверши два рака’ата», и стал побуждать людей к милостыне.

Тогда люди стали собирать одежду, из которой ему было отдано две.

Когда же наступила следующая пятница, этот человек вновь пришёл, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил проповедь, побуждая людей раздавать милостыню. И тогда этот человек снял с себя одно из двух доставшихся ему одеяний, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Этот человек пришёл в прошлую пятницу в плачевном состоянии, и я повелел людям совершать пожертвования, после чего они стали снимать с себя одеяния, из которых я велел отдать ему два. И он пришёл сегодня, и когда я повелел людям совершать пожертвования, он решил отдать одно из двух своих одеяний», и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил ему это (поскольку он сам был нуждающимся) и сказал: «Возьми свою одежду». ан-Насаи (1408), Абу Дауд (1675), ат-Тахауи в “Шарх ма’ани аль-асар” (1/366). Имам Абу Бакр аль-Асрам, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Насих аль-хадис” (стр. 48), “аль-Ахкам аль-уста” (2/198), “Сахих Сунан ан-Насаи” (1335).

Имам ан-Насаи назвал главу, в которой привёл этот хадис следующим образом: “Побуждение имамом делать пожертвования в пятницу во время своей проповеди”. См. “ас-Сунан” (3/106).

В книге, посвящённой праздникам, рецензию на которую написал шейх Салих аль-‘Абуд, автор – шейх Сулейман ас-Сухейми, упоминая доводы на то, что в праздничные дни (аль-‘Ид) милостыня является узаконенной, сказал: “Также пришли тексты, указывающие на то, что является желательным подаяние милостыни в пятницу”, после чего он привёл данный хадис. См. “аль-А’яд уа асаруха ‘аля аль-муслимин” (стр. 199).

 

Также со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил в один день пять вещей, того Аллах запишет в числе обитателей Рая: навестил больного; присутствовал на джаназа; постился в пятницу; посетил пятничную молитву; и освободил раба». Ибн Хиббан (2771), Абу Я’ля (1/292). Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики хадиса надёжные, а шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “Маджма’у-ззауаид” (2/169), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1023).

Более того, в другой версии этого же хадиса сказано: «Тот, чей пост совпал с пятницей; кто навестил больного; присутствовал на джаназа, подал милостыню и освободил раба, для того Рай станет обязательным». Абу Я’ля (1043). Шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность этого хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (3/21), “Тахридж Сахих Ибн Хиббан” (7/6).

Имам Ибн Хиббан назвал главу, в которой привёл этот хадис, следующим образом: “Упоминание поступков, которые если человек совершит в пятницу, он станет из числа обитателей Рая”. См. “Сахих Ибн Хиббан” (1/536).

А хафиз аль-Хайсами назвал главу, в которой привёл этот хадис, следующим образом: “Что следует совершать из благодеяний в пятницу”. См. “Маджма’у-ззауаид” (2/169).

Как мы видим, в данном хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждает совершать садакъа в пятницу, выделяя этот день!

Асары от сподвижников, указывающие на выделение пятницы для милостыни

Абу Саур аль-Фахми рассказывал, что когда бунтовщики окружили дом халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах), возводя на него ложь и приписывая ему то, к чему он никогда не имел отношения, он сказал: “Поистине, я припас для встречи со своим Господом десять вещей, и если бы не наговоры этих людей, я не сообщил бы о них!

– Я был четвёртым, кто принял Ислам.

– Я был тем, кто снарядил войско для военного похода в трудное время.

– Я стал собирать Коран воедино при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

– Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) доверил мне свою дочь, выдав за меня её замуж.

– А когда она скончалась, то выдал за меня другую дочь.

– Я никогда не пел.

– Я никогда не лгал.

– После того, как я присягнул любимому Пророку (мир ему и благословение Аллаха) своей правой рукой, я никогда после этого не прикасался ею к своему половому органу.

– Я никогда не совершал прелюбодеяния, ни во времена язычества, ни после Ислама.

– После того, как я принял Ислам, каждую пятницу я давал свободу рабу. А если у меня не было раба в этот день, то я давал свободу рабу в следующую пятницу”. Ибн Шабба в “Тарих аль-Мадина” (4/1156), аль-Фасауи в “аль-Ма’рифа уа-ттарих” (2/488), аль-Хараиты в “И’тиляль аль-къулюб” (195), ат-Табарани в “аль-Кабир” (124). Хафиз Ибн Раджаб подтвердил достоверность этого сообщения. См. «Нузха аль-асма’» (стр. 7), «Маджму’ату ар-расаиль аль-хадисийя» (стр. 659).

В этом асаре содержится ясное указание на то, что ‘Усман выбрал для освобождения раба именно пятницу, что также указывает на тот факт, что милостыня в этот день имеет преимущество над прочими днями.

К тому же следует отметить, что освобождение рабов – это не просто милостыня, однако, по мнению некоторых имамов – это наилучший вид милостыни, как, например, считал Абу Ханифа. См. “ат-Тафсир аль-кабир” (31/169).

 

Сахль ибн Са’д (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Мы радовались пятничному дню. Среди нас была одна старушка, готовившая для нас свеклу, которую мы сажали возле наших ручьёв. Она готовила в своём котле свеклу вместе с семенами ячменя, в котором не было мясного жира. Завершив пятничную молитву, мы посещали её, а она угощала нас этой едой. По этой причине мы радовались пятнице. И мы не завтракали и не приступали к полуденному сну, кроме как после пятничной молитвы. И мы желали наступления пятницы из-за этой её еды”. аль-Бухари (938 2349, 5403).

Упоминая пользы, извлекаемые из данного хадиса, хафиз Ибн Раджаб сказал: “В нём содержится указание на желательность принятия гостей в пятницу, особенно нуждающихся мусульман. И кормление бедняков в этот день является благим и желательным деянием”. См. “Фатхуль-Бари” (8/338).

Нет никаких сомнений в том, что кормление бедняков имеет отношение к наилучшим из разновидностей милостыни!

Со слов Са’да ибн ‘Убады и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Какая милостыня является наилучшей?”,  он ответил: «Поение водой». Ахмад (5/284), Абу Дауд (1679), ан-Насаи (3665), Ибн Маджах (3684), Абу Я’ля (2673). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (1113).

И если поение жаждущего водой относится к наилучшему виду милостыни, то кормление голодного тем более имеет к этому самое прямое отношение. К тому же со слов Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) сообщается: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время проповеди в год прощального Хаджа сказал: «Женщина не расходует ничего из дома её мужа, кроме как с разрешения мужа!» Его спросили: «О посланник Аллаха, и даже еду?» Он ответил: «Это лучшее из нашего имущества». Абу Дауд (3565), ат-Тирмизи (2/354). Хадис достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” (935).

Как мы видим, хадис Сахля ясно указывает на то, что сподвижники не видели никаких проблем в том, что эта старушка выделяла пятницу для того, чтобы кормить нуждающихся сподвижников, Напротив, они сильно радовались этому и по данной причине ещё сильнее желали наступления пятницы.

 

Ибн ‘Аббас сказал: “Как-то собрались вместе Абу Хурайра и Ка’б (да будет доволен ими всеми Аллах), и Абу Хурайра сказал: «Поистине, в пятницу есть такой час, в который если мусульманин попросит Аллаха о каком-то благе, Он обязательно дарует ему это».

А Ка’б (аль-Ахбар) спросил: «А не рассказать ли мне тебе о пятничном дне?», после чего сказал: «Когда наступает пятница, небеса, земля, суша, моря, горы, деревья, вода и все творения, кроме сынов Адама и шайтанов начинают испытывать страх (ибо Судный День наступит в пятницу).

В этот день ангелы собираются у дверей мечетей, записывая каждого, кто пришёл (на пятничную молитву), начиная с явившихся в числе первых. Когда же выходит имам, то ангелы сворачивают свои свитки. И тот, кто пришёл уже после этого, тот пришёл ради права Аллаха и по причине предписанной ему обязанности (но упустив великую награду).

И для каждого совершеннолетнего является обязательным искупаться в пятницу подобно тому, как он купается после полового осквернения.

И солнце не восходило и не закатывалось в день, который был бы величественней, чем пятница.

А милостыня, данная в этот день более велика, чем в другие дни».

После этого Ибн ‘Аббас сказал: “Таковы хадисы Абу Хурайры и Ка’ба. Что же касается меня, то я считаю, что если у человека в семье имеется благовоние, то ему следует умаститься ими в этот день”. ‘Абдур-Раззакъ (5558), Ибн Аби Хайсама в “ат-Тарих аль-кабир” (2/886).

Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и шейх Шу’айб аль-Арнаут сказали: “Все передатчики этого сообщения является надёжными, и иснад его является достоверным”. См. “Тахкыкъ Задиль-ма’ад” (1/395).

Если же кто-то скажет, что Ка’б аль-Ахбар не был сподвижником, а, следовательно, его передача не может быть аргументом в этом вопросе, то следует отметить, что в данном случае он передал этот хадис в присутствии двух славных сподвижников – Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры, которые не возразили ему на эти слова. Причём, Ибн ‘Аббас назвал как передачу Абу Хурайры, так и Ка’ба аль-Ахбара хадисами. Более того, как мы видим из этого асара, данные слова передавал впоследствии сам Ибн ‘Аббас. Поэтому хафиз Ибн Хаджар в своей книге, в которой он собрал сообщения, которые сподвижники передали от таби’инов, привёл этот асар от Ка’ба аль-Ахбара в следующем виде: «Милостыня в пятницу лучше, чем в прочие дни». См. “Нузхату-ссами’ин фи риуая ас-сахаба ‘ан ат-таби’ин” (стр. 107).

А если кто-то скажет, что в некоторых версиях этого асара, который передаётся через Муджахида, данные слова упоминаются без добавки о достоинстве милостыни в пятницу, то ответом на это является то, что в другом асаре с совершенно другим иснадом так же через Муджахида говорится:

Ка’б аль-Ахбар сказал: “Награда за милостыню увеличивается в пятницу”. Абу ‘Убайд в “аль-Амуаль” (919), Ибн Аби Шейба (5626).

Этот асар имам Абу ‘Убайд аль-Къасим ибн Саллям привёл в главе: «О достоинствах милостыни», а имам Ибн Аби Шейба привёл его в главе: «О достоинствах пятницы».

Слова имамов, указывающие на выделение пятницы для милостыни

– Имам аш-Шафи’и говорил: “Награда за милостыню преумножается в пятницу”. См. “аль-Умм” (1/239).

– В биографии имама Ибн Къудамы, хафиз Ибн Раджаб сказал: “Он никогда не отправлялся на пятничную молитву, не взяв с собой что-либо, что можно было отдать в виде пожертвования”. См. “Зейль Табакъат аль-ханабиля” (2/54).

– Абу Исхакъ ат-Табари про имама Ахмада ибн Сулеймана ан-Наджада – ученика Абу Дауда и Ибн Аби ад-Дуньи, сказал: “Он всегда постился, разговляясь каждой ночью лепёшкой, но оставляя часть от неё. А когда наступала пятница, он отдавал эту лепёшку в качестве милостыни”. См. “Тариху Багъдад” (4/413).

– Имам Абу-ль-Фарадж Шамсуддин Ибн Къудама аль-Макъдиси сказал: “Следует давать милостыню в пятницу по мере возможностей”. См. “Мухтасар Минхадж аль-къасидин” (стр. 35).

– Перечисляя особенности пятничного дня, имам Ибн аль-Къайим сказал: “У милостыни в пятницу есть превосходство над прочими днями. И милостыня в этот день по сравнению с другими днями подобна милостыне в месяц Рамадан в сравнении с прочими месяцами. И я видел, как шейхуль-Ислям Ибн Таймия, да помилует Аллах его душу, отправляясь на пятничную молитву, брал с собой из дома хлеб или что-то иное, и по пути скрытно давал это в качестве милостыни”. См. “Задуль-ма’ад” (1/394).

После этого Ибн аль-Къайим привёл в качестве аргумента упомянутый асар от Ибн ‘Аббаса, в котором со слов Ка’ба сказано: «Милостыня в пятничный день более велика, чем в иные дни».

– Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Кормление бедняков в пятницу является благим и желательным деянием”. См. “Фатхуль-Бари” (8/338).

– Также и ас-Суюты, в своей книге, посвящённой особенностям пятничного дня, сказал: “Милостыня в этот день имеет превосходство над милостыней в прочие дни”. См. “Нур аль-люм’а фи хасаис аль-джуму’а” (стр. 98).

– Сказал аль-Хатыб аш-Ширбини: “Является Сунной увеличивать милостыню и совершать благие дела днём и в ночь на пятницу, а также чаще призывать благословения на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в течение дня и ночи пятницы”. См. «аль-Икъна’» (1/185).

Заключение

На основании всего изложенного, с позволения Аллаха, нам становится ясно, что милостыня в пятницу является правомочным и желательным деянием, которое имеет преимущество и достоинства, на что указывают пророческие хадисы, асары от сподвижников, сообщения от саляфов и имамов после них, и в желательности чего нет разногласий между представителями всех мазхабов. Однако разногласие по этому вопросу было лишь среди некоторых современников.

И тот, кого убедили упомянутые аргументы в виде хадисов и асаров, а также слова и поступки таких великих и признанных имамов, как аш-Шафи’и, Ахмад ан-Наджад, Ибн Къудама, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб, и др., пусть следует данному мнению со спокойной душой и не обращает внимания на порицание порицающих.

А Аллаху ведомо обо всём лучше!


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=23347


Поделиться: