С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Относительно вопроса правомочности протирания при омовении фески, что имамы именовали, как «къалянсууа», было разногласие среди учёных. Большинство имамов из числа ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов запрещали это действие, и не проводили аналогию между дозволенностью протирания чалмы и протиранием къалянсууа (фески). Они говорили, что основа в омовении – это протирание головы, а протирание чалмы является исключением, на которое указал Посланник (мир ему и благословение Аллаха) в хадисах, тогда как касательно иных головных уборов нет никаких указаний. Тем более даже в правомочности протирания чалмы было разногласие среди ученых.
Но некоторые имамы считали дозволенным протирать не только чалму, но и къалянсууа, и из их числа имам Ахмад, что является одним из двух его мнений по данному вопросу. См. “аль-Инсаф” 1/170, “аль-Фатауа аль-кубра” 1/320.
Также это мнение выбрал Ибн Хазм. См. “аль-Мухалля” 1/303.
А также этого мнения придерживался Суфьян ас-Саури, который говорил: “Къалянсууа (в протирании) подобна чалме”. ‘Абду-р-Раззакъ 1/190.
В качестве довода сторонники этого мнения опирались на поступки некоторых сподвижников:
1. ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах)
Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: “Если человек пожелает, то может обнажить голову (при омовении), а если пожелает, то может протереть свою къалянсууа и чалму”. Этот асар привёл аль-Асрам, а имам аль-Халляль подтвердил его достоверность. См. “аль-Мугъни” 1/384.
2. Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах)
Сулейм ибн Асуад рассказывал: “Однажды Абу Муса вышел из туалета и (при омовении) протёр свою къалянсууа”. Ибн Аби Шейба 1/29, Ибн аль-Мунзир 1/472. Иснад достоверный. См. “Ахкам ат-тахара” 5/545.
3. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах)
Са’ид ибн ‘Абдуллах ибн Дырар сказал: “Я видел, как Анас ибн Малик протёр свою белую къалянсууа, которая застёгивалась пуговицей, и протёр носки, покрытые чёрным пухом”. ‘Абду-р-Раззакъ 745, Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” 1/472. Сообщение достоверное. См. “Ахкам ат-тахара” 5/546.
Абу Бакр аль-Халляль сказал: “Если человек протрёт къалянсууа, то я не вижу в этом проблем, ведь Ахмад в передачи от аль-Маймуни сказал: «Я воздерживаюсь от этого, но если кто-то склонится к этому мнению, то его не порицают». А как можно такого порицать, если этот поступок передается от двух сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с достоверными иснадами?!” После этого он привел упомянутые сообщения от ‘Умара и Абу Мусы. См. “аль-Мугъни” 1/384.
Но, как нам стало ясно, указание на протирание къалянсууа передается также и от третьего сподвижника, а это Анас.
Таким образом, слова и поступки этих сподвижников, касательно протирания къалянсууа указывают на дозволенность этого. Тем боле неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников им в этом противоречил или выражал им порицание, что уже является доводом для большинства ученых.
Однако следует отметить, что среди дозволявших протирать къалянсууа были такие, кто ставил условие: чтобы къалянсууа плотно сидела на голове, и чтобы её снятие влекло трудность, сравнивая её с чалмой, и подкрепляя это сообщением от Анаса, в котором упоминалось наличие пуговиц на его къалянсууа.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Более правильное мнение в том, что всё, что является затруднительным снимать с головы, дозволено протирать”. См. “Та’ликъат ‘аля аль-Кафи”.
А шейх Мухаммад ад-Дыбьян в своей известной книге, посвящённой вопросам «очищения» сказал: “Мнение о дозволенности протирать къалянсууа (в любом случае) является сильным, однако мнение о том, что условием (для протирания) является, чтобы она была натянутой (трудно-снимаемой), является предосторожностью”. См. “Ахкам ат-тахара” 5/546.
А Аллаху ведомо обо всем лучше!
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=3963