بسم الله الرحمن الرحيم
О соблюдении поста без совершения намаза
Содержание
► О величии и важности пятикратной обязательной молитвы в Исламе
► О разногласии саляфов в вопросе оставления молитвы
► Принимается ли пост и прочие благодеяния от человека, не совершающего молитву, и являются ли его благодеяния действительными?
► Рассмотрение аргументов о тщетности деяний того, кто оставил молитву
► О распространении среди не молящихся фетв учёных считавших, что пост без молитвы является недействительным
► Заключение
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Часто мусульмане задают вопрос относительно положения тех, кто считает себя мусульманином и совершает различные виды благодеяний, в том числе и соблюдение поста, являющегося великим столпом Ислама, но при этом не совершает обязательную молитву: «Принимается ли пост такого человека? Является ли пост не совершающих молитву действительным?»
Этот вопрос волнует многих мусульман, в частности проживающих в республиках СНГ, у которых родные, родственники и окружение в большинстве своём считают себя мусульманами, но не соблюдают обязательную молитву.
Данный вопрос связан не только с положением поста, но и с другими благодеяниями, будь то столпы Ислама и обязанности, как хадж и закят, или добровольные благодеяния, как милостыня, поминание Аллаха, и т.п.
Ответ на этот вопрос имеет два направления:
1 – теоретический разбор вопроса, который отличается в зависимости от мнения того или иного учёного относительно положения человека, не совершающего молитву.
2 – практическое применение, а точнее, насколько уместно и является ли мудрым распространение фетв о недействительности поста того, кто не совершает молитву, даже если человек придерживается мнения о большом неверии не совершающего молитву.
О величии и важности пятикратной обязательной молитвы в Исламе
Воистину, молитва является вторым столпом Ислама и занимает наиважнейшее место, являясь опорой религии и величайшим средством приближения к Аллаху, а также наилучшим из религиозных предписаний после веры. Перед Всевышним Аллахом она занимает великое место, и без неё истинное исповедание Ислама невозможно.
Важность молитвы подтверждается многочисленными аятами Корана и пророческими хадисами. И после свидетельства веры и единобожия молитва является величайшим обрядом из всех столпов Ислама.
Вот лишь некоторые коранические аяты, указывающие на важность молитвы:
– «Совершайте молитву неуклонно, и (особенно) среднюю молитву, и стойте пред Аллахом смиренно» (2: 238).
– «Поистине, молитва, для верующих предписана в строго определённые времена» (4: 103).
– «А если они принесут покаяние, будут совершать молитву и выплачивать закят, то они – ваши братья в религии» (9: 11).
– «Поистине, Я – Аллах, нет истинного божества кроме Меня! Так поклоняйся же Мне, и совершай молитву, чтобы помнить обо Мне» (20: 14).
– «Прикажи своей семье совершать молитву, и будь терпелив в молитве!» (20: 132).
– «О вы, которые уверовали, кланяйтесь и падайте ниц и поклоняйтесь вашему Господу и творите добро – может быть, вы будете счастливы» (22: 77).
– «Совершайте молитвы и не будьте в числе многобожников» (30: 31).
– «Склонись в земном поклоне и приблизься (к Аллаху)» (96: 19).
Хафиз Ибн Раджаб по поводу последнего аята сказал: “Величайшее из обязанностей тела, посредством которого приближаются к Аллаху – это молитва!” См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” (1/389).
Что же касается того, кто проявляет халатность в отношении обязательной молитвы, или даже не совершает её вовсе, то тяжесть его греха намного хуже, чем грех прелюбодеяния, воровства, ростовщичества и даже убийства. Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Нет разногласия среди мусульман в том, что намеренное оставление обязательной молитвы является величайшим грехом, по тяжести своей превышающим грех убийства, захвата чужого имущества, прелюбодеяния, воровства и распития вина, и что это деяние вызывает гнев Аллаха и влечёт наказание и позор, как в этом мире, так и в мире ином!” См. “ас-Саля уа хукму тарикиха” (стр. 16.)
И чтобы понять это, достаточно привести некоторые коранические аяты относительно угроз в адрес тех, кто пренебрежительно относился к молитве:
– «Когда они (лицемеры) встают на молитву, то встают с ленью, проявляя показуху перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (4: 142).
– «После них пришли потомки, которые пренебрегли молитвой и стали потакать страстям. Все они понесут убыток, кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно» (19: 59-60).
– «В тот День, когда обнажится Голень Аллаха, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого. Их взоры потупятся, и унижение покроет их. А ведь их призывали пасть ниц, когда они пребывали во здравии» (68: 42-43).
– «В Райских садах они будут расспрашивать о грешниках: “Что привело вас в Адский огонь?” Они скажут: “Мы не были в числе молящихся. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убежденность (смерть)» (74: 40-47).
На это указывает и пророческая Сунна:
– Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, человека от многобожия и неверия отделяет молитва, и тот, кто оставил молитву – впал в неверие». Муслим (82).
– Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для того, кто будет бережлив к своей молитве, она станет светом, ясным доказательством и спасением в День воскрешения. А для того, кто не будет к ней бережлив, не будет ни света, ни ясного доказательства, ни спасения. И в День воскрешения он окажется вместе с Къаруном, Фараоном, Хаманом и Убайем ибн Халяфом». Ахмад (2/169), ад-Дарими (2/390), Ибн Хиббан (245). Достоверность хадиса подтвердили аль-Мунзири, ад-Думьяты, Ибн ‘Абдуль-Хади, Ахмад Шакир и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Имам Ибн аль-Къайим в отношении этого хадиса сказал: “Эти четверо конкретизируются по той причине, что они были лидерами неверных. В этом хадисе тонкая мудрость, указывающая на то, что человек не совершает молитву должным образом либо потому, что он занят увеличением своего богатства и своих владений, либо из-за занятости в делах правления, либо из-за торговли. Тот, кого отвлекало от молитвы богатство, будет воскрешён вместе с Къаруном. Тот, кого отвлекало от молитвы его царство, будет вместе с фараоном. Тот, кого отвлекали от молитвы дела правления, будет вместе с Хаманом. А тот, кого отвлекало от молитвы торговля, будет вместе с Убайем ибн Халяфом”. См. “ас-Саля уа хукму тарикиха” (стр. 24).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Опора религии, без которой ей не быть – это пятикратная, обязательная молитва. И мусульмане обязаны заботиться о ней так, как ни о чём ином. Халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) писал своим наместникам: «Воистину, самое важное для меня из ваших дел – это молитва. И тот, кто оберегал её и побуждал к ней, тот уберёг свою религию. А кто отнёсся к ней халатно, тот проявил ещё большую халатность во всём остальном».
Молитва – это первая обязанность, которую вменил Всевышний Аллах Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) во время ночного вознесения. И это последнее, что завещал перед смертью Посланник (мир ему и благословение Аллаха) своей общине, повторяя слова: «Молитва, молитва, и те, кем овладели ваши десницы!»
И молитва – это то, с чего начнётся расчёт раба в День Суда, и она – последнее, что будет потеряно из религии в мире этом. А когда исчезнет молитва, исчезнет вся религия!” См. “Маджму’уль-фатауа” (3/432).
Имам Ибн Хазм сказал: “Воистину, после многобожия нет греха хуже, чем оставление молитвы, пока не вышло её время и убийство верующего без права!” См. “аль-Мухалля” (11/376).
Следует отметить, что грех того, кто совершает пятикратную обязательную молитву, но при этом не постится, не выплачивает закят и не совершает хадж, меньше, чем грех того, кто постится, выплачивает закят и совершает хадж, не совершая при этом пятикратную молитву!
О разногласии саляфов в вопросе оставления молитвы
Прежде, чем перейти к ответу непосредственно на упомянутый вопрос, хотелось бы вкратце затронуть вопрос оставления молитвы.
Важно понимать, что все учёные единогласны в том, что если человек оставляет молитву и не собирается её совершать, отрицая при этом её обязанность, или же надсмехаясь и издеваясь над её положением в религии, то такой человек является неверным, даже если он из числа потомков Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Дело в том, что обязательность пятикратной молитвы – вещь общеизвестная, на что указывают Коран, пророческая Сунна и единогласное мнение учёных. И если человек зная об этом, отрицает её обязательность, то становится неверным.
Если же человек признаёт обязательность пятикратной молитвы, но при этом не совершает её по халатности и лени, говоря, что он ещё не готов, что он будет молиться в будущем, когда «созреет» для этого, и т.п., то учёные ещё со времён саляфов разошлись в отношении положения такого человека. Группа из них посчитала такого человека неверным-вероотступником, а группа посчитала такого нечестивым и грешным мусульманином, совершающим тяжкий и великий грех, но не неверным. И о наличии разногласия в этом вопросе среди сподвижников и таби’инов говорили Ибн Сахнун, Абу Бакр аль-Исма’или, Ибн аль-Мунзир, Ибн Хазм, и др. См. “Китаб аль-аджуиба” (стр. 430), “И’тикъад ахль ас-Сунна” (стр. 44), “аль-Ишраф ‘аля мазахиб аль-‘уляма” (8/246), “аль-Фисаль” (3/128).
Среди саляфов, считавших, что оставление молитвы даже по лени и халатности делает человека неверным: Ибрахим ан-Наха’и, аш-Ша’би, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Айюб ас-Сахтияни, аль-Ауза’и, Ибн аль-Мубарак, Сулейман Ибн Дауд, Абу Хайсама, Абу Бакр Ибн Аби Шейба, Абу Дауд ат-Таялиси, Исхакъ ибн Рахауейх, и Ахмад в одном из своих мнений, и др. См. “Та’зыму къадри ас-саля” (983, 984, 988, 989), “аль-Ишраф” (8/246), “ат-Тамхид” (4/225), “Шарх ас-Сунна” (2/178), “аль-Мугъни” (3/354), “ас-Саля уа хукму тарикиха” (стр. 42).
Однако следует отметить, что аль-Ауза’и, Сулейман Ибн Дауд и Абу Хайсама, не говорили ясно и прямо о неверии того, кто оставил молитву по лени, однако они говорили о том, что такого человека судья должен казнить. Однако мнение кого-то из саляфов о том, что не совершающий молитву по лени заслуживает казни за этот великий грех, не обязательно означает, что он считает такого неверным. К примеру, такие саляфы, как Макхуль, Малик, Хаммад ибн Зейд, Уаки’ ибн аль-Джаррах, аш-Шафи’и и др. считали, что оставившего молитву следует казнить, но при этом, они не считали такого человека неверным.
А среди саляфов, считавших, что оставление молитвы по лени и халатности не делает человека неверным, однако он является грешным нечестивцем из числа мусульман: Са’ид ибн аль-Мусайиб, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, Ибн Шихаб аз-Зухри, Суфьян ас-Саури, Макхуль, Шу’ба, Малик, Хаммад ибн Зейд, Уаки’ ибн аль-Джаррах, аш-Шафи’и, Абу ‘Убайд аль-Къасим ибн Саллям, Абу Саур, аль-Музани, ад-Дарими, Дауд ибн ‘Али, Ибн Къутайба, Ибн Сурайдж, Ибн Сахнун, ат-Табари, Ибн аль-Мунзир, и др. См. “аль-Умм” (1/355), “Та’зыму къадри ас-саля” (1035), (2/925), “аль-Ишраф” (8/246), “Фатауа Ибн Аби Зейд” (1/147), “ат-Тамхид” (4/231), “аль-Фисаль” (3/229), “ас-Саля уа хукму тарикиха” (стр. 7).
Хафиз аль-‘Иракъи говорил: “Большинство учёных считает, что не совершающий молитву не является неверным, если он не отрицает её обязательность. И это мнение Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и, а также одно из мнений имама Ахмада”. См. “Тарх ат-тасриб” (2/149).
Шейх ‘Абдур-Раззакъ ‘Афифи, который считал, что оставивший по лени даже одну молитву является неверным, говорил: “Что касается оставления молитвы, то в этом вопросе есть два известных мнения. Мнение большинства гласит – и оно является более известным, что чуть даже не стало единогласным мнением, хоть в этом и нет иджма’а, но по причине многочисленности тех, кто придерживался этого мнения, оно чуть не стало единогласным – что оставление молитвы это тяжкий грех (не достигающий неверия)”. См. “Фатауа уа расаиль” (2/183-184).
Шейх-муфассир Мухаммад Амин аш-Шинкыти после того, как привёл мнения обеих сторон в вопросе оставления молитвы и их доводы, сказал: “Более ясными доводами для меня являются доводы тех, кто сказал, что такой человек является неверным. Но более распространённое мнение, которое является следствием науки по основам фикъха и хадисоведения – это мнение большинства, сказавших: «Это – неверие, которое не выводит из религии», считавших так исходя из обязательности объединять доводы, если есть такая возможность. И если отнести слова «ширк» и «куфр», упомянутые в хадисах к виду неверия, которое не выводит из религии, то тем самым стало возможным объединить все доводы. Ведь действовать согласно двум доводам предпочтительнее, чем отбрасывать один из них. И это известно из науки по основам фикъха и хадисоведения”. См. “Адуа аль-баян” (4/403).
Принимается ли пост и прочие благодеяния от человека, не совершающего молитву, и являются ли его благодеяния действительными?
Итак, мы наглядно убедились в том, что в вопросе оставления молитвы по лени и халатности есть приемлемое разногласия ещё со времён великих саляфов.
Не вдаваясь вновь в подробности и детали рассмотрения и цитирования аргументов каждой из сторон, является ли несовершающий молитву неверным или нет, следует кратко сказать:
– Те учёные, которые говорили, что не совершение молитвы по лени выводит из Ислама, они считали, что такой человек является неверным, а благодеяния неверного не принимаются, включая и пост, и хадж, и закят. Ведь Всевышний Аллах сообщил о том, что деяния неверного являются тщетными, как и сообщил о том, что Он принимает только деяния верующих, и на это указывают следующие Коранические аяты:
– «Тех мужчин и женщин, которые совершали благие деяния и при этом были верующими, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16: 97).
– «А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (17: 19).
– «Устремления того, кто совершал праведные деяния, будучи верующим, не будут отвергнуты. Воистину, Мы записываем их для него» (21: 94).
– «А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай, и не будут обижены даже на величину выемки на финиковой косточке» (4: 124).
Шейх ‘Абду-Ррахман ас-Са’ди в своём толковании Корана говорил: “Слова «праведные поступки» включают в себя все благодеяния, совершаемые сердцем и телом, и это откровение относится ко всем людям и джиннам, взрослым и детям, мужчинам и женщинам, если они являются верующими. Без этого условия деяния не могут быть праведными, не могут быть приняты, они не приносят вознаграждения и не избавляют от наказания. Деяния без веры подобны ветвям дерева с обрубленным стволом или строению, воздвигнутому на воде. Вера является тем стволом, фундаментом и основанием, на котором зиждется всё остальное. Над этим условием необходимо задуматься, потому что оно является необходимым при любых начинаниях”. См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” (стр. 362-363).
Также указание на это мы видим и в пророческой Сунне:
– Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что однажды она спросила: “О Посланник Аллаха, поистине, ‘Абдуллах ибн Джад’ан во времена джахилийи поддерживал родственные связи и кормил бедняков, принесёт ли это ему пользу?”, – на что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет. Поистине, он ни разу в своей жизни не сказал: “О Аллах прости мне мои грехи в Судный День”». Муслим (214).
Сообщается, что отец ‘Амра (да будет доволен им Аллах) – аль-‘Ас ибн Уаиль, при жизни дал обет освободить сто рабов, но умер, так и не выполнив своего обета. Когда же ‘Амр спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха), пойдет ли на пользу его отцу то, что он выполнит за него его обет? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если бы твой отец был мусульманином, то освобождение тобою за него рабов, садакъа за него и совершение Хаджа за него, принесли бы ему пользу!» Абу Дауд (2883), аль-Байхакъи (6/279). Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
– А те учёные, которые говорили, что оставление молитвы не выводит мусульманина из Ислама, соответственно считали, что пост и прочие виды поклонения такого человека являются действительными.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Я видел многих людей, которые выполняли обязательный обряд хаджа, которые соблюдают пост в месяц Рамадан, но при этом они не совершают пятикратную молитву. Каково положение этого?»
Шейх ответил: “Это положение весьма важное и опасное, в которое попадают некоторые люди, соблюдающие пост, совершающие хадж, ‘умру, подающие милостыню, но не совершающие при этом молитву: Принимает ли Всевышний Аллах эти их благодеяния или же отвергает? Этот вопрос строится на разногласии по поводу обвинения в неверии не совершающего молитву. Кто считал, что такой человек не становится неверным, тот говорил: «Эти благодеяния принимаются». А кто считал, что несовершающий молитву становится неверным, тот говорил: «Поистине, эти его благодеяния не принимаются»”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (21/46).
Также, когда шейха Мухаммада ‘Али Фаркуса спросили: «Является ли пост не совершающего молитву действительным», отвечая на этот вопрос, он сказал: “Что касается тех, кто считал неверным оставившего молитву сознательно и халатно, то они посчитали его точно таким, кто отрицает обязательность молитвы. И они не считают, что его пост и прочие деяния принимаются, как уже было упомянуто, по причине отсутствия такого условия (для принятия благодеяний), как «вера» (иман), с которой связаны действительность его поста и благодеяний. Что же касается тех, кто не называл его (оставившего молитву по лени) неверным, то они посчитали его верующим-грешником, но не вывели его из веры. И опираясь на это, они считали действительным его благодеяния и пост по причине наличия у него веры, которая является условием для принятия деяний и поклонений”. См. “Фатауа ас-сыям” (№ 314).
И таким образом каждый из учёных отвечал на обсуждаемый вопрос сообразно тому мнению, которому он следовал в вопросе оставления молитвы.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Каково положение человека, который поститься в месяц Рамадан, но не совершает молитву?»
Шейх ответил: “Пост месяца Рамадан того, кто не молится, не принимается от него, так как не совершающий молитвы является неверным вероотступником, вышедшим из Ислама. А из числа условий действительности поклонения – это быть мусульманином. Следовательно, то поклонение, которое совершает не делающий молитву, как пост, садакъа и прочее поклонение, является недействительным и не принимается от него. Однако, если Аллах облагодетельствует его Исламом, и если он начнёт совершать молитву, то Аллах дарует ему награду за те благодеяния, которые он совершал во время своего неверия. Ведь Всевышний Аллах обусловил тщетность деяния вероотступника именно тем, если он умрёт на этом, как сказал Всевышний: «А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверным, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни» (2: 217).
Аль-Хаким ибн Хизам (да будет доволен им Аллах) сказал: “Однажды я спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “О Посланник Аллаха, скажи, полагается ли мне награда за такие благочестивые дела, как милостыня, освобождение рабов и поддержание родственных связей, которыми я занимался во времена джахилийи?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты принял Ислам вместе со всеми благими делами, совершёнными тобой прежде»”. аль-Бухари (1436). См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (2/11).
Если даже учитывать тот факт, что не делающий молитву всё же является неверным, то в случае, когда он станет мусульманином, начав совершать молитву, все его благодеяния, совершённые им до Ислама ему засчитаются. И, зная это, насколько мудро удерживать его от соблюдения поста или выплаты закята, говоря ему о том, что его пост и милостыня недействительны?
Спросили шейха аль-Альбани: «Каково положение того, кто не молится? И каково положение его милостыни, его поста и его хаджа?»
Шейх ответил: “Ответ на этот вопрос будет дан с двух сторон.
Что касается первой стороны, то он опирается на Слова Всевышнего Аллаха, сказавшего: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (99: 7-8).
А что касается второй стороны, то у нас имеется хадис, являющийся достоверным, в котором сказано: «Первое за что будет вести расчёт раб Аллаха в День воскрешения – это молитва. И если его молитва окажется в порядке, то он преуспеет, а если его молитва окажется негодной, то негодными будут и все его деяния».
Теперь у нас возникает вопрос: Понимаем ли из этого, что негодность деяний того, у кого была негодной молитва, означает, что эти деяния не будут приняты от него и что в них нет пользы? Или же под «негодностью» тут подразумевается иное значение?
Например, равнозначны ли два человека, один из которых совершает молитву, но проявляет в ней небрежность, что когда в Судный день её станут рассматривать, то обнаружится, что она негодная. Но вместе с этим у него были благодеяния, как например, он выплачивал закят, подавал милостыню, соблюдал пост, как упомянуто в вопросе. Сравнится ли с таким человеком другой, который не совершал молитву вообще, не соблюдал пост, не подавал милостыню? Шариатские тексты препятствуют нам иметь такое убеждение (т.е. уравнивать их).
Следовательно, нам необходимо понимать слово «негодность», упомянутое в хадисе не как значение «тщетность всех совершённых благодеяний». Нет. Ведь в таком случае смысл этого будет заключаться в том, что мы посчитали такого человека неверным, как об этом говорят некоторые учёные в наше время, что не совершающий молитву является неверным, а неверные и есть те, чьи благодеяния становятся тщетными по причине их неверия, как сказал Всевышний Аллах: «Мы займёмся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах» (25: 23).
Однако «мусульманин», о положении которого мы узнали из Ислама, не является тем, чьи все благодеяния будут тщетными. Воистину, он увидит в Судный день всё благое, совершённое им, и всё плохое, совершённое им, как об этом было упомянуто в приведённом ранее аяте: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (99: 7-8). Сл. “Тасджилят мутафаррикъа” (№ 65).
Рассмотрение аргументов о тщетности деяний того, кто оставил молитву
Как-то раз, в один из пасмурных дней Бурайда (да будет доволен им Аллах) сказал: “Совершайте послеполуденную (‘Аср) молитву пораньше (сразу после наступления её времени), ибо, поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тщетным окажется деяние того, кто оставит послеполуденную молитву (‘Аср)!»” аль-Бухари (553).
Внешне этот хадис указывает на то, что не совершение послеполуденной молитвы делает благодеяние человека тщетным. И если оставление даже одной молитвы делает тщетным благодеяние человека, тогда что сказать о том, кто не совершает послеполуденную молитву и прочие молитвы вообще никогда?!
На этот хадис опирались в качестве аргумента как те, учёные, которые считали оставление молитвы по лени большим неверием, так и некоторые из тех, кто не считал это большим неверием, однако, тем не менее, полагал, что деяния не совершающего молитвы будут тщетными.
Кстати, ад-Дауди сказал: “Это положение не ограничивается оставлением лишь послеполуденной молитвы, напротив, таково положение и прочих обязательных молитв”. См. “аль-Муфхим” (2/252).
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается полного оставления молитвы, то воистину, с этим не будут приниматься деяния, как не принимаются дела вместе с многобожием! «Воистину, молитва – это опора Ислама», как об этом достоверно передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). А прочие обряды, словно крепления и опоры, и если у палатки не будет опоры, то не принесут пользы его прочие части. И принятие прочих дел связано с принятием молитвы”.
После этого Ибн аль-Къайим процитировал упомянутый хадис от Бурайды и сказал: “Из этого хадиса следует, что дела, которые становятся тщетными, бывают двух видов. Не совершение молитв вовсе, что делает тщетными все дела, и оставление определённой молитвы в определённое время, что делает тщетными деяния именно этого дня. Таким образом, все дела становятся тщетными при полном оставлении молитв и становятся тщетными деяния одного дня за оставление определённой молитвы.
Если же кто-то скажет: «Каким образом благодеяния могут стать тщетными без вероотступничества?» – то следует сказать: «Да могут, ибо Коран, Сунна и высказывания сподвижников говорят о том, что грехи уничтожают благие дела так же, как и благие дела уничтожают грехи. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попрёками и оскорблениями» (2: 264).
Он также сказал: «О те, которые уверовали! Не повышайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого»” (49: 2). См. “ас-Саля уа хукму тарикиха” (стр. 41-43).
Данное пояснение имама Ибн аль-Къайима весьма прекрасное, однако справедливости ради следует отметить, что большинство учёных не понимали этот хадис в таком смысле, более того, некоторые из них строго порицали буквальное его понимание.
Некоторые слова и других имамов по поводу понимания данного хадиса:
Так, например, имам Ибн ‘Абдуль-Барр в комментарии к этому хадису сказал: “Смысл слов «тщетным окажется его деяние» в том, что тщетной будет именно его послеполуденная молитва, ибо он не получит за её совершение той награды, которая полагалась за неё при совершении её своевременно. Т.е. если человек совершит послеполуденную молитву после того, как её время вышло, тот потеряет награду за её совершение. А Аллаху это ведомо лучше. Однако смысл этого хадиса не в том, что все его благодеяния станут тщетными, включая прочие молитвы и прочие благодеяния. Прибегаем к Аллаху за защитой от такого толкования! Поистине, это является мазхабом хариджитов. Все благодеяния делает тщетными только неверие в отношении Аллаха, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Тщетны деяния того, кто отрёкся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (5: 5). В этом аяте содержится ясный довод на то, что человек, который не проявил неверие и не отрёкся от своей веры, его деяния не станут тщетными”. См. “ат-Тамхид” (14/125).
Что касается хафиза Ибн Раджаба, то в комментарии к этому хадису он сказал: “Уже обсуждался в главе «Иман» вопрос тщетности деяний по причине оставления некоторых видов обязанностей и совершения некоторых видов грехов. И мы упоминали, что большинство саляфов нашей общины придерживаются этого мнения (что благодеяния могут стать тщетными по причине оставления каких-то обязанностей и совершения каких-то грехов), и что они передавали хадисы на эту тему так, как они звучат, не проявляя произвола в их истолковывании.
Также мы разъяснили, что когда в таких текстах упоминается «деяние» (которое станет тщетным), то в это не входит «иман», а речь идёт именно о деяниях тела. И это является отличием мнения саляфов и хариджитов, ибо хариджиты по причине совершения тяжкого греха посчитали тщетными все благодеяния и иман человека, говоря о том, что за это он будет вечно в Аду, и это мнение является ложным.
А что касается более поздних поколений, то они не соответствовали саляфам (в понимании таких хадисов), и они были вынуждены прибегнуть к толкованию этого хадиса и ему подобных, впав тем самым в неестественность и произвол.
Среди них были такие, кто сказал, что оставление послеполуденной молитвы делает тщетным именно деяния этого дня.
Были такие, кто сказал, что становится тщетным именно деяние этой самой оставленной молитвы, по причине чего он теряет за неё награду. И это то мнение, которое упоминал Ибн ‘Абдуль-Барр, и это самое слабое мнение, ибо нет в этом сообщении никакой пользы.
Также среди них были те, кто отнёс данный хадис к тому, кто оставил сознательно одну обязательную молитву, пока не вышло её время, по причине чего он становится неверным-вероотступником, как это говорят те, кто считает оставление молитвы большим неверием. И это мнение лишает выделение в обсуждаемом хадисе послеполуденной молитвы, ибо для сторонников этого мнения это положение касается всех обязательных молитв”. См. “Фатхуль-Бари” (4/307-308).
А хафиз Ибн Хаджар сказал, комментируя этот хадис: “Также на внешний смысл этого хадиса опирались ханбалиты и те, кто говорил подобно им, что оставивший молитву является неверным. Но если бы суть этого хадиса заключался в том, к чему они склонились (что оставление любой молитвы делает человека неверным), тогда не было бы смысла в конкретизации оставления именно послеобеденной молитвы (‘Аср). Что же касается большинства учёных, то они истолковывали этот хадис, однако они разошлись в своих толкованиях”.
После этого Ибн Хаджар стал перечислять все мнения по поводу смысла этого хадиса и заключил: “Ближе всех к истине из этих толкований – это слова тех, кто сказал: «Поистине, смысл этого хадиса в устрашении и в суровом предостережении, и не имеется в виду его очевидный смысл». А Аллаху об этом ведомо лучше”. См. “Фатхуль-Бари” (2/32).
Разбирая подробно данный вопрос, шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Общеизвестно среди ахлю-Ссунна, считающих, что нечестивец не будет пребывать вечно в Аду и надеющихся на то, что он заслужит заступничество и прощение (в Судный день), что ничего не делает все благодеяния тщетным, кроме неверия!” Затем он вновь это повторил: “Основы приверженцев Сунны отвергают то, что все благодеяния человека могут стать тщетными, так как ничто не делает тщетными все благодеяния, кроме неверия! Что же касается нечестия, то оно не делает тщетными все благодеяния, даже если толкуется, как тяжкий грех, ибо является необходимым, чтобы человек получил награду за свою веру, которая не стала тщетной. А что касается того, что некоторые благодеяния могут стать тщетными и недействительными, либо чем-либо после их завершения (как упрёк после пожертвования), либо по причине грехов, лишающих награды, то это является истиной, на которую указывают Коран и Сунна”. См. “Джами’ аль-масаиль” (8/101-102).
Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первое за что будет вести расчёт раб Аллаха в День воскрешения – это молитва. И если его молитва окажется в порядке, то в порядке будут и прочие его деяния, а если его молитва окажется негодной, то негодными будут и все его деяния». ат-Табарани в “аль-Аусат” (2/13), ад-Дыя в “аль-Мухтара” (2579). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в силу усиливающих его свидетельств. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1358).
Шейх аль-Альбани назвал главу, в которой привёл этот хадис следующим образом: “Годность и негодность деяний связаны с годностью или негодностью молитвы”. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (3/343).
Шейх Ибн Баз в комментарии к этому хадису сказал: “Смысл хадиса в том, что если молитва человека будет действительной и полноценной, то Аллах примет её от него, и это является причиной принятия прочих его деяний. Если же он утеряет молитву, и она не будет полноценной, то это будет из числа причин потери его прочих деяний. Поистине, молитва подобна весам для прочих благодеяний, а поэтому верующему необходимо проявлять усердие в полноценном её соблюдении и оберегании, дабы в ней не было никаких упущений”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (№ 947).
Другие имамы и вовсе считали этот хадис слабым по причине передатчика по имени аль-Къасима ибн ‘Усмана аль-Мисри, о котором имам аль-Бухари говорил: “Он передаёт хадисы, за которыми не следуют”. См. “аль-Мизан” (6825).
А в другой версии этого хадиса присутствует передатчик по имени Хулейдж ибн Да’лядж, которого называл слабым имам Ахмад в «аль-‘Иляль» (4150), а также его считали слабым Ибн Ма’ин, Абу Хатим, ан-Насаи, и др. См. “ад-Ду’афа” (433), “ад-Ду’афа уаль-матрукин” (183), “аль-Джарх уа-тта’диль” (3/384).
К тому же следует отметить, что буквальное понимание, как этого хадиса, так и упомянутого хадиса от Бурайды, противоречит следующему известному хадису:
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, первым, за что потребуют у раба Аллаха расчёт в День воскрешения из его деяний – это его молитва, и если она будет в порядке, то он преуспеет и добьётся успеха, а если она окажется негодной, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если во вменённых ему обязательных делах обнаружатся недостатки, то Всемогущий и Великий Господь скажет ангелам, хотя Он знает об этом лучше них: «Посмотрите, есть ли у Моего раба что-нибудь из добровольных деяний, чтобы за счёт этого восполнить недостатки в обязательных?» А затем и со всеми остальными его делами поступят так же». Ахмад (2/290, 295, 425), Абу Дауд (864), ат-Тирмизи (413), Ибн Маджах (1425). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (2020).
В другом подобном хадисе сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) добавил: «Затем также поступят и с закятом, а затем и со всеми остальными его обязанностями». Ахмад (4/103), Абу Дауд (866). Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” (816), “Тахридж аль-Муснад” (16990).
Также со слов Тамима ад-Дари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он говорил: “Первым, за что потребуют у раба Аллаха расчёт в День воскрешения будет его обязательная молитва, и если она окажется неполноценной, то будет сказано: «Посмотрите, есть ли у него что-нибудь из добровольных деяний, чтобы за счёт этого восполнить обязательное деяние?» И если его обязательное деяние не станет полноценным и не будет у него добровольных дел, то его схватят и ввергнут в Ад”. Ибн Аби Шейба в “аль-Иман” (112), Ибн Наср в “Та’зыму къадри-ссаля” (1/216). Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. “Тахкыкъ аль-Иман” (стр. 42).
Как мы видим, в отличие от предыдущего хадиса, относительно достоверности которого есть сомнения, этот хадис ясно указывает на то, что при негодной молитве, прочие благодеяния человека не станут тщетными, напротив, его добровольные благодеяния будут заполнять недостатки, допущенные им в обязательной молитве. А если бы упущение и халатность в обязательной молитве становились бы причиной негодности прочих благодеяний, то они не стали бы заполнять пробелы в упущениях, допущенных в обязательной молитве человека.
Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Этот хадис указывает на то, что допущенные упущения в обязательной молитве, а также её количестве, будут выполняться при помощи добровольных дел. Но также может быть, что речь идёт об упущениях, допущенных в проявлении смирения при совершении молитвы. Однако первое значение для меня очевидней”. См. «‘Аридатуль-ахуази» (2/175).
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Речь в хадисе может идти об упущениях (в молитве), допущенных в отношении элементов Сунны, установленного правила её исполнения, как смиренность, требуемые слова поминания Аллаха и мольбы. Он получит награду за это для обязательной молитвы, если не совершал этого в ней, но совершал это в добровольной молитве.
Также смысл может быть в том, кто допускал упущение в обязательных положениях молитвы и её условиях.
Также смысл может быть в том, кто полностью оставил обязанность и не совершил молитву, что будет восполнено ему из добровольных благих дел, ибо Всевышний Аллах принимает добровольные правильные дела, возмещая ими обязательные молитвы”. См. “Къут аль-мугътази ‘аля Джами’ ат-Тирмизи” (1/195).
Более того, следует отметить, что некоторые признанные имамы использовали данный хадис в числе аргументов в пользу мнения, что оставление молитвы не делает человека неверным. Так, имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе содержится доказательство на то, что упущения, допущенные в фардах, будут восполняться добровольными благодеяниями. Автор книги (аль-Маджд Ибн Таймия) привёл этот хадис в числе аргументов тех, кто не считал оставление молитвы большим неверием. Ведь понятие «упущение в фардах» является более обширным, чем допущение халатности непосредственно при совершении самого фарда”. См. “Нейль аль-аутар” (2/19).
То же самое говорил и шейх Мухаммад Амин аш-Шинкыти. См. “Адауа аль-баян” (4/319).
Хафиз аль-Байхакъи привёл эти хадисы и сказал, что они указывают на то, что действительность добровольного поклонения не связана с действительностью обязательного поклонения. См. “ас-Сунан аль-кубра” (2/751).
И если такое допущение халатности к молитве, что она даже станет негодной, как говорится в хадисах, а также не совершение каких-то из них не делает тщетным добровольное деяние, то каким образом оставление одной послеполуденной молитвы может сделать тщетным такой столп Ислама, как пост? Ведь любой из пяти столпов Ислама выше, чем все добровольные благодеяния вместе взятые!
О распространении среди не молящихся фетв учёных считавших, что пост без молитвы является недействительным
Как уже было упомянуто, в вопросе оставления молитвы по халатности и лени, а также принимаются ли благодеяния от не совершающего молитву или нет, есть разногласия с давних пор, причём разногласие это приемлемое, как бы сильно некоторые современники не пытались выставить это иначе. И, к сожалению, некоторые студенты, в частности, обучавшиеся какое-то время в КСА, подходят к этим вопросам радикально и категорично, не обращая никакого внимания на то, что является приемлемым разногласием, а что нет; какое из мнений является сильным, а какое слабым; когда следует проявлять категоричность, а когда мягкость и мудрость. Зачастую в месяц Рамадан они распространяют в своих республиках стран СНГ слова некоторых современных учёных, которые придерживались мнения о том, что оставивший молитву по лени и халатности является неверным, и что пост такого человека является недействительным. При этом, почему-то они не распространяют с таким же успехом слова этих же учёных о том, что наследство от таких людей не наследуется родственниками мусульманами или, что нельзя жить в одном доме с членом семьи, не совершающим молитву в качестве его бойкотирования, заявляя о том, что подобные фатауа касаются только КСА, и что немудро распространять их в местах их проживания.
Конечно, их можно оправдать тем, что такими устрашающими фетвами некоторых шейхов они в свою очередь хотят устрашить мусульман своих республик, которые постятся, но не совершают обязательную молитву. Быть может, услышав слова исламских учёных о том, что его пост недействительный без молитвы, он начнёт совершать обязательную молитву. Конечно же, было бы прекрасно, если бы распространение подобных фетв приводило именно к этому, но практика показывает обратное, что зачастую эти несведущие люди вместо того, чтобы начать молиться, оставляют даже свой пост, говоря: «Раз в моём посте нет смысла и раз он без молитвы недействительный, тогда для чего мне соблюдать его?»
Нет никакого сомнения в том, что истину необходимо доносить, однако проявляя при этом мудрость, как и нет сомнений в том, что людям, а в частности относящим себя к мусульманам, необходимо объяснять, что после единобожия нет более великого и важного поклонения в Исламе, чем пятикратная молитва. И таким людям следует напоминать коранические аяты и пророческие хадисы, указывающие на великое положение молитвы и содержащие в себе угрозы в адрес тех, кто не совершает её. Однако для этого вовсе не является обязательным говорить о том, что не совершающий молитву является неверным, что пост без молитвы является недействительным или что он не принимается, и т.п.
В качестве поучительного примера хотелось бы процитировать по данному вопросу ответ учёных Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом, которые, кстати, считают оставление молитвы даже по халатности и лени большим неверием!
Вопрос учёным Постоянного комитета: «Я видел некоторых молодых мусульман, которые постились, но не совершали молитву. Принимается ли пост тех, кто постится, но не совершает молитву? Просто я слышал, как некоторые проповедники говорили этим молодым людям: “Можете не соблюдать пост, ибо нет поста у того, кто не совершает молитву!”»
Ответ: “Тот, для кого совершение молитвы является обязательным, а он оставил её сознательно, отрицая её обязанность, тот становится неверным по единогласному мнению! А кто не совершает молитву по лени и нерадивости, то согласно наиболее правильному мнению обладателей знания такой человек тоже становится неверным. И когда выносится постановление о его неверии, то его пост и прочие виды поклонения становятся тщетными, исходя из Слов Всевышнего: «Если они приобщат сотоварищей (Аллаху), то станет тщетным всё, что они совершали» (6: 88).
Однако таким людям не велят оставить пост! Ведь его пост прибавляет ему только благо и приближает его к религии. И есть надежда на то, что страх в его сердце обратит его к совершению молитвы и к покаянию за её не совершение”. См. “Фатауа Ислямийя” (2/119).
Обратите внимание на эту мудрость!
Итак, подводя итог можно заключить следующее:
– В вопросе не совершения и оставления обязательной молитвы по халатности и лени есть известное разногласие со времён сподвижников и таби’инов.
– Те из учёных, которые считали, что оставление молитвы в любом случае является большим неверием, выводящим из Ислама, считали, что без молитвы не является действительными ни пост, ни прочие благодеяния. А что касается тех учёных, которые считали оставление молитвы по халатности и лени неверием не выводящих из религии, считали, что пост и прочие благодеяния мусульманина принимаются. И он будет отвечать в Судный день за молитву, но не будет отвечать за пост и прочие обязанности, которые совершал.
– Не является мудрым говорить тем, кто постится и при этом не совершает молитву, что в их посте нет смысла, что им не следует поститься, так как их пост недействительный и т.п. даже по мнению некоторых учёных, которые считали, что не совершение молитвы является большим неверием и что пост такого человека является недействительным.
– Из числа мудростей, которые препятствуют тому, чтобы говорить невежественным людям, соблюдающим пост, но не совершающим молитву, что в их посте нет смысла, и что они могут вообще не поститься, следующие:
Пост – это великое поклонение и великий столп Ислама, а совершение этого поклонения ради Аллаха может стать причиной того, что Всевышний Аллах поведёт человека прямым путём и откроет ему врата покаяния и совершения пятикратной молитвы. Следовательно, не является правильным удерживать человека от соблюдения поста, даже если ты считаешь его неверным.
Если всё же правильным окажется в Судный день мнение имамов, не считавших оставившего молитву неверным, то ты станешь причиной того, что человек оставил пост, следовательно, он будет отвечать как за пост, так и за молитву, тогда как в противном случае он не отвечал бы за пост.
Если тот, кто не совершал молитву, станет мусульманином по причине молитвы, как это считают сторонники мнения, что оставление молитвы является большим неверием, то все его прошлые благодеяния ему засчитаются после этого, как на это указывает прямой пророческий хадис: «Ты принял Ислам вместе со всеми благими делами, совершёнными тобой прежде». аль-Бухари (1436). Следовательно, не является правильным удерживать человека от соблюдения поста, лишая его возможности запастись благодеяниями, ибо нередко бывало так, что соблюдающие пост в месяц Рамадан начинали через несколько лет совершать и молитву.
Ну и наконец, даже по мнению тех, кто считает оставление молитвы по лени большим неверием, не всегда совершение мусульманином деяния, выводящего из религии, он на самом деле выходит из религии, либо в силу отсутствия условий для этого, либо в силу наличия препятствий. То есть, оставление молитвы со стороны такфира конкретной личности не отличается от такфира отрицающего некоторые из качеств Всевышнего Аллаха, упомянутые в Коране и в достоверной Сунне. И даже более того, если в отношении неверия оставления намаза есть сильнейшее разногласие, то в отношении неверия отрицания качеств Аллаха вовсе нет разногласий. Из чего следует, что говорить о недействительности поста конкретного человека, который в основе из числа мусульман, невозможно утверждать, кроме как после процедуры такфира с выполнением условий и отсутствием препятствий для этого. А пока этого не произошло, положение конкретно взятого мусульманина остаётся под вопросом, или же является сомнительным. Все хорошо знают шариатское правило, что вещь остаётся на своей основе, пока не будет доказано обратное.
Видимо поэтому шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: “И неизвестно ни одного случая, чтобы оставившего молитву не искупали (после смерти) и чтобы не прочли над ним молитву джаназа, и чтобы не хоронили вместе с мусульманами, и чтобы запрещали наследникам наследовать от него, и не пролили его кровь по причине этого. И все это несмотря на многочисленность оставляющих молитву во все времена. А известно, что вся исламская община вместе не соберётся на заблуждении”. См. “Шарх аль-‘Умда” (2/92).
Просим Всевышнего Аллаха принять от нас наш пост и прочее поклонение, а также просим Его открыть сердца всем постящимся, но не совершающим молитву, чтобы наряду с постом они начали соблюдать такой величайший столп Ислама, как молитва!
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=67&t=2031