С именем Аллаха Милостивого Милосердного

 

Всевышний Аллах в Коране сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنْصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ (90) إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ فَهَلْ أَنْتُمْ مُنْتَهُونَ (91)

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, – быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?!» (5: 90-91).

Слово «мейсир» (араб. ميسر – быть лёгким, легкодоступным) – означает азартные игры «аль-кымар» (القمار).

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Аль-мейсир это азартные игры (кымар)» (См. «Тафсир Ибн Касир 3/160).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Аль-мейсир это азартные игры, которые были распространены во времена доисламской джахилии, пока не пришёл Ислам и Аллах не запретил эти скверные нравы» (См. «Тафсир Ибн Касир 3/160).

Ибн Теймия сказал: «Аль-кымар – это когда берётся имущество человека с условием наличия риска, заключающегося в том, получит он взамен потраченного имущества что-либо или нет?» (См. «Маджму‘ аль-фатауа» 19/283).

Ибн Хаджар сказал: «Это когда каждый из участников делает взнос, а победитель забирает оба взноса» (См. «Фатх аль-Бари» 6/73).

Абу аль-Бакъаа аль-Ханафи сказал: «Любая игра, в которой в большинстве случаев условием является то, что победивший берёт что-то у побеждённого, является азартной игрой». (См. «Аль-куллият» 702).

Аль-Мауарди сказал: «Мейсир – это то, участник чего не лишён того, чтобы быть либо в выигрыше, если берёт, либо в убытке, если даёт» (См. «Аль-хауи аль-кабир» 15/192).

Шейх Мухаммад Ибн Усеймин сказал: “Мейсиром же называется любая сделка, построенная на выигрыше, когда человек либо забирает выигрыш, либо остаётся ни с чем. Это и есть шариатское правило относительно мейсира”. (См. «Ликъа бабуль-мафтух» 9/53).

Также шейх Ибн ‘Усеймин сказал: «Правило таково: если суть сделки в том, что человек ничего не теряет либо же остаётся в выигрыше, то в этом нет ничего плохого. Однако если сделка подразумевает либо выигрыш, либо потерю, то это запрещено. Так как если человек или в выигрыше или в потере, то это относится к азартным играм (мейсир). Если же человек либо в выигрыше, либо ничего не теряет, то для него нет никакого вреда. Он либо получает прибыль, либо ничего не теряет». (См. «Аль-лика аш-шахри» 1/25).

 

Отсюда мы видим, что с терминологической стороны слово «аль-мейсир» включает в себя любые виды сделок, споров, пари, игр и т.п. при которых человек либо теряет всё что вложил, либо получает прибыль. То есть, он вносит деньги или некое имущество, либо выполняет некую работу взамен того, что может получить прибыль несопоставимо большую по сравнению с затратами. В противном случае он лишается вложений, будь они внесены заранее или же становятся долгом на участнике после.

Кто-то может сказать, а разве в обычной торговле не присутствуют риски? Да, но они не являются изначально прописанным условием сделки, тогда как в том, что относится к «аль-мейсир» это является условием сделки: либо выигрыш, либо ничего.

Поэтому к понятию «аль-мейсир» учёные относят:
– все виды азартных игр;
– покупка дисконтных карт и прочих скидочных талонов и прав;
– любые виды коммерческого страхования, будь то имущества, здоровья, изменения курса валют и т.п.;
– споры и пари;
– невозвратные взносы за участие в розыгрышах, торгах, аукционе, спортивных соревнованиях с призовыми местами.

При этом нет разницы, зависит ли окупаемость или выигрыш от простой случайности или же является результатом умения, мастерства, смекалки, силы и т.п.

Подробно о разновидностях мейсира вы можете почитать по ссылке:

Положение азартных игр и их виды

 

 

Поделиться: