Содержание (в виде ссылок):

  1. Произнесение намерения перед омовением
  2. Считать, что намерение не является условием омовения
  3. Не мыть тщательно надлежащие части тела и не промывать между пальцами рук и ног
  4. Не полоскать рот и нос
  5. Не протирать уши
  6. Не мыть кисти рук, после мытья лица
  7. Не мыть локти при обмывании рук
  8. Протирать часть головы, а не всю голову
  9. Мыть необходимые части тела более трёх раз
  10. Протирание шеи во время омовения
  11. Чистить пальцем рот, при полоскании рта в омовении
  12. Использовать в омовении средства для очищения без надобности
  13. Расходовать много воды
  14. Поминание Аллаха при мытье надлежащих частей тела
  15. Держать вытянутым указательный палец при произнесении шахады после омовения
  16. Не порицаемо во время омовения разговаривать
  17. Не порицаемо поливать воду совершающему омовение
  18. Является ли излишеством мытьё необходимых частей тела выше установленных?
С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Из числа распространенных ошибок в омовении:

1. Произнесение намерения перед омовением

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Место намерения – это сердце, а не язык! И ученые единодушны в том, что место намерения – сердце, и это касается всех видов поклонения”. См. “Маджму’уль-фатауа” 2/213.

Также шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Произнесение намерения является недостатком в разуме и религии! В религии это является недостатком по причине того, что это нововведение. А в разуме это является недостатком по причине того, что такой человек подобен тому, кто намеревается кушать и говорит: «Я намереваюсь протянуть свою руку к этой посуде, чтобы взять кусок еды и положив его в рот, разжевать и проглотить». Поистине, это является глупостью и невежеством”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/213.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не говорил в начале омовения: «Я намериваюсь избавиться от осквернения…» Об этом не передается ничего ни от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от кого-либо из его сподвижников!” См. “Задуль-ма’ад” 1/195.

 

2. Считать, что намерение не является условием омовения

Некоторые имамы считали, что намерение для омовения является желательным, а не обязательным. Но на самом деле это является ошибкой, так как намерение является условием всех видов поклонения, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обобщенно сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям, и поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести». аль-Бухари 1, Муслим 1907.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, дела оцениваются по намерениям» указывают на все виды деяний, и нет в этом исключений ни для одного дела, будь оно обязательным или желательным!” См. “аль-Аусат” 1/371.

Имам Абу ‘Убайд сказал: “Мы не считаем, что очищение человека в малом и большом омовении будет полноценным, кроме как с твердым намерением на этого в сердце! И на это указывают Коран и Сунна”. См. “ат-Тахур” 203.

И по этой причине тот, кто утверждает, что в омовении или же в любом ином поклонении намерение не является обязательным условием, обязан привести исключающее доказательство!

 

3. Не мыть тщательно надлежащие части тела и не промывать между пальцами рук и ног

Помыть те части тела, которые необходимо омывать при омовении, является обязательным, и без этого омовение человека будет недействительным! От сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сообщается: “Однажды, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел человека, совершающего молитву, на ноге которого был участок размером с дирхам, которого не коснулась вода, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел ему повторить омовение и молитву”. Ахмад 3/424, Абу Дауд 175. Достоверность хадиса подтвердили имам Ахмад и шейх аль-Альбани.

Лякъит ибн Сабира (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): ”О Посланник Аллаха, расскажи мне об омовении”, и он сказал: «Совершай омовение должным образом, промывай места между пальцами и тщательно промывай нос, если только ты не постишься». аш-Шафи’и 1/30, Ахмад 4/33, Абу Дауд 142. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-Къаттан, имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) увидел людей совершающих омовение, пятки которых не касалась вода, и он сказал: «Горе пяткам от Огня!» аль-Бухари 60, Муслим 1/26.

Также в хадисе от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Либо вы будете тщательно промывать между пальцами водой, либо их накажет Огонь!» ат-Табарани в “аль-Аусат” и в “аль-Кабир”. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3489.

 

4. Не полоскать рот и нос

Некоторые мусульмане оставляют полоскание рта и носа в омовении, опираясь на то, что это не является обязательным по единогласному мнению (иджма’), и при этом ссылаются на имама аш-Шафи’и, который сказал: “Я не знаю, чтобы полоскание рта и носа для совершающего омовение было бы обязательным. И я не знаю разногласий в том, что если совершающий омовение оставит полоскание рта и носа сознательно или по забывчивости и совершит молитву, что он ее не возобновляет”. См. “аль-Умм” 2/54.

Несомненно, внешне эти слова указывает на иджма’ в данном вопросе. Однако незнание разногласий в каком-либо вопросе, не указывает на то, что их нет, как это передается от самого же имама аш-Шафи’и: “О том, относительно чего неизвестно разногласия, не говорится, что в этом вопросе есть иджма’!” См. “ас-Сауа’икъ аль-мурсаля” 581.

На самом деле в этом вопросе есть известное разногласие еще со времен саляфов, и об этом разногласии передавали имамы первых трех поколений, а не поздние имамы! Например, имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Группа ученых говорила: «Если оставить полоскание рта и носа, то следует повторить омовение!» И так сказал ‘Ата, Хаммад, Ибн Аби Лейля, аз-Зухри и Исхакъ ибн Рахауайх”. См. “аль-Аусат” 1/378.

Однако некоторые имамы говорили, что ‘Ата затем отказался от мнения о необходимости повторения омовения тому, кто забыл прополоскать рот и нос.

Имам ат-Тирмизи в своем сборнике хадисов писал: “Ученые разошлись во мнении относительно того, кто оставил полоскание рта и носа. Сказала группа ученых: «Если человек оставил полоскание рта и носа в омовении и совершил намаз, то он должен повторить эту молитву». И они считали это обязательным как в малом, так и в большом омовении. И это говорил Ибн Аби Лейля, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад и Исхакъ (Ибн Рахауайх). И Ахмад говорил: «Полоскание носа строже, чем полоскание рта». Другая группа ученых говорила: «Повторяет (если оставит полоскание рта и носа) при совершении полного омовения и не повторяет при совершении малого». Это мнение Суфьяна ас-Саури и некоторых жителей Куфы. Третья группа считала: «Не повторяет ни в малом омовении, ни в большом, так как это Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и не является обязательным повторение этого в случае оставление полоскания рта и носа, как в малом, так и большом омовении». И это мнение Малика и аш-Шафи’и”. См. «аль-Джами’» № 27.

Имам Ибн Наср аль-Маруази в своей известной книге «Ихтиляф аль-‘уляма», посвященную разногласиям ученых, сказал: “Что касается полоскания рта и носа, то ученые разногласили относительно того, кто это оставил. Суфьян ас-Саури и куфийцы говорили: «Если кто оставил полоскание рта и носа в омовении, то ему ничего не следует делать. А если оставил это в полном омовении от джанаба, забыв или сознательно, и совершил молитву, то следует прополоскать рот и нос и возобновить молитву».

Малик и жители Медины, а также аш-Шафи’и говорили: «Оставивший полоскание рта и носа и в полном и малом омовении ничего не должен делать», и они не обязывали этим ни в малом омовении, ни в большом.

Другая группа ученых говорила: «Полоскание рта и носа, как в малом, так и в большом омовении являются обязательным, а тот, кто это оставил, должен переделать омовение». Это мнение передается от ‘Аты ибн Аби Раббаха, Хаммада ибн Аби Сулеймана, Ибн Джурайджа, и также Ибн аль-Мубарак и Исхакъ ибн Рахауайх склонялись к этому мнению”. См. “Ихтиляф аль-‘уляма” 23-24.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Слова Абу Саура и Абу ‘Убайда не противоречили тому, что полоскание рта – это Сунна, а полоскание носа – уаджиб! И они говорили: «Кто оставит полоскание носа и совершит молитву, тот ее повторят, а кто оставил полоскание рта, не повторяет»”. См. “аль-Истизкар” 1/159, “ат-Тамхид” 4/35.

Что касается имама Ахмада, то у него было два мнения в отношении обязательности полоскания рта и носа в омовении, однако самое распространенное мнение в его мазхабе то, что это обязательно. Имам Абу Дауд говорил: “Я слышал, как спросили Ахмада о том, кто забыл прополоскать рот и нос и совершил молитву, и он сказал: «Поласкает рот и нос и повторяет молитву»”. См. “Масаиль Абу Дауд” 12, “Масаиль ‘Абдуллах ибн Ахмад” 25.

Таким образом, из числа тех, кто считал обязательным полоскание рта и носа в омовении: Ибн Аби Лейля, Ибн Шихаб аз-Зухри, Хаммад ибн Аби Сулейман, Ибн Джурайдж, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Исхакъ ибн Рахауайх, Ахмад, Дауд и Ибн Хазм. А обязательным полоскание именно носа считали: Ибн аль-Мунзир, Абу Саур и Абу ‘Убайда. И это только мнения ранних имамов.

Так каким же образом после этого в вопросе необязательности полоскания рта и носа в омовении может быть единогласное мнение?! Передав разногласия имамов относительно обсуждаемого вопроса, имам аш-Шаукани сказал, что этот иджма’ не утвержден. См. “Найлюль-аутар” 1/177.

И кстати Абу ‘Убайд, которому приписывают мнение об обязательности полоскания носа и необязательности полоскания рта, говорит в своей известной книге, посвященной очищению: “То, на чем мусульмане, что полоскание носа и рта является Сунной в омовении, которую нельзя оставлять! Однако полоскание носа строже и сильнее обязательностью, по причине строгих сообщений на эту тему”. См. “ат-Тахур” 337.

Несмотря на то, что он называет полоскание рта и носа Сунной в омовении, он говорит о том, что нельзя это оставлять!

Более того, имам Ибн аль-Мунзир, от которого передают некоторые поздние ученые иджма’, что полоскание рта и носа не уаджиб, говорил: “То, что мы говорим, так это обязательность полоскания носа, но не рта, поскольку достоверно установлено от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) веление полоскать нос. И мы не знаем ничего достоверного в хадисах, что он повелевал полоскать рот”. См. “аль-Аусат” 1/379.

В качестве довода на обязательность полоскания носа при омовении имам Ибн аль-Мунзир и другие ученые приводили хадис: «Когда кто-нибудь из вас станет совершать омовение, пусть набирает воду в нос и выпускает ее обратно». аль-Бухари 162, Муслим 1/20.

Что же касается того, почему Ибн аль-Мунзир не считал обязательным полоскание рта, то он говорит, что причина этому неизвестность того, чтобы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал это. Но знай он о хадисе на эту тему, то несомненно посчитал бы обязательным и полоскание рта при омовении, также как и считал обязательным полоскание носа! Также и другие имамы, которые считали обязательным полоскание носа, и не обязательным полоскание рта, они либо не знали об этом хадисе, либо знали, но читали его слабым.

На самом же деле на обязательность полоскания и рта в омовении указывает хадис: «Когда будешь совершать омовение прополоскай рот». Абу Дауд 144.

И этот хадис является достоверным, несмотря на то, что некоторые имамы посчитали его слабым.

Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: “Достоверность этого хадиса подтвердили ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким и Ибн ас-Сакан”. См. “Тухфатуль-мухтадж” 1/184.

Имам ан-Науауи сказал: “Это достоверный хадис, который приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи с достоверными иснадами”. См. «аль-Маджму’» 1/393.

Хафиз Ибн Хаджар сказал об этом хадисе: “Иснад его достоверный”. См. “Фатхуль-Бари” 1/262, “аль-Исаба” 3/329.

Также хафиз Ибн Хаджар сказал: “Говорят некоторые: «Этот хадис не передавал от ‘Асыма (ибн Лякъита) никто, кроме Исма’иля (ибн Касира)», однако это ничего не значит, поскольку этот хадис от него передавали и другие, и достоверным его назвали ат-Тирмизи, аль-Багъауи и Ибн аль-Къаттан!” См. “ат-Тальхис” 1/81.

Также достоверность этого хадиса подтвердили имам аш-Шаукани, шейх Сыддыкъ Хасан Хан, шейх аль-Альбани и др. См. “Найлюль-аутар” 1/178, “ат-Та’ликъат ар-радыя” 1/151.

На основании всего сказанного становится ясно, что в обязательности полоскания рта и носа в омовении есть разногласие, а в случае разногласий необходимо смотреть доводы каждой из сторон, а не использовать разногласие в качестве довода на то, что то или иное не обязательно или что то или иное не запрещено! Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Разногласие не является доводом ни у кого из известных мне факъихов общины. Это является доводом только для того, у кого нет понимания!” См. «аль-Джами’» 2/299.

Что же касается довода большинства ученых, что полоскание рта и носа в омовении не уаджиб, то им является не так называемый иджма’ в этом вопросе, а хадис: «Совершай омовение так, как повелел тебе Аллах». Абу Дауд 861. Хадис достоверный.

Это и есть самый сильный довод тех, кто сводит веление полоскать рот и нос к желательному, поскольку Аллах не упоминает в Коране полоскание рта и носа.

Однако сторонники обязательности полоскания рта и носа говорили, что в арабском языке рот и нос входят в лицо, которое велел мыть Аллах, так как они являются частью лица. Более того, слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Совершай омовение так, как повелел тебе Аллах», можно понять как веление Аллаха совершать омовение в общем его положении, а не именно как оно упоминается в Коране, ведь к велению Аллаха относятся и установления Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку между велениями и запретами Аллаха и Пророка (мир ему и благословение Аллаха) нет разницы, так как Аллах повелевал и запрещал и устами Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Может быть так, что до человека дойдет от меня хадис, а он, облокотившись на свой диван, станет говорить: “Между нами и вами Книга Аллаха! И то, что мы находим в ней дозволенным, мы считаем дозволенным, а что находим запретным, считаем запретным!” Тогда как, поистине, то, что запретил Посланник Аллаха, все равно, что запретил сам Аллах!» ат-Тирмизи 2664, Ибн Маджах 12. Хадис достоверный. См. “Мишкатуль-масабих” 163.

Как бы то ни было, сознательное оставление полоскание рта и носа в омовении является ошибкой!

Во-первых, рот и нос входят в лицо, которое велел омывать Аллах в Коране, сказав: «Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица» (аль-Маида 5: 6).

Имам аш-Шаукани сказал: Мнение о том, что полоскать рот и нос обязательно, является истиной, ибо Всевышний Аллах повелел в Своей великой Книге мыть лицо, а рот и нос являются частью лица. Также известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) полоскал рот и нос во время каждого своего омовения, и сам повелевал делать это. См. “Сайлюль-джарар” 1/81-82.

Во-вторых, в хадисах достоверно установлено веление полоскать рот и нос при омовении.

В-третьих, ничего не передается от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершил когда-либо омовение и не прополоскал при этом рот и нос, как говорил Ибн аль-Къайим: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал омовения, не прополоскав при этом рот и нос. И не передается от него ничего, чтобы он не сделал этого хотя бы один раз!” См. “Задуль-ма’ад” 1/197.

 

5. Не протирать уши

Всевышний Аллах сказал: «И оботрите ваши головы» (аль-Маида 5: 6).

А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Уши – часть головы». ат-Тирмизи 37, Ибн Маджах 445, ат-Табарани в «аль-Кабир» 1084. Хадис достоверный.

Т.е. раз уши часть головы, а голову необходимо протирать, то, следовательно, обязательно протирать и уши.

Однако относительно достоверности данного хадиса среди ученых существовало разногласие. Но такие имамы, как ат-Тирмизи, аль-Мунзири, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, Ибн аль-Къаттан, Ибн ат-Таркумани, аз-Зайля’и, Ибн Хаджар, Ахмад Шакир, аль-Альбани и др. посчитали данный хадис достоверным по причине того, что он имеет множество путей передач, некоторые из которых являются достоверными сами по себе, а некоторые усиливают друг друга. См. “аль-Уахм уаль-ихам” 5/263, “Субулю-Ссалям” 1/75, “Ируауль-гъалиль” 84, «Сахих аль-джами» 2999.

Этот хадис передается от многих сподвижников, среди которых Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, ‘Аиша, Абу Муса, Анас и Самура ибн Джундуб.

Известно, что относительно обязательности протирания ушей в омовении есть давние разногласия среди имамов, хоть некоторые из них передавали единогласное мнение о том, что протирать уши желательно, но не обязательно, как это передавал имам ат-Табари, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр и др. См. «аль-Маджму’» 1/446, “ат-Тамхид” 4/41.

В качестве довода они опирались на хадисы, в которых при обучении омовению Пророка (мир ему и благословение Аллаха), некоторые сахабы не упоминали о протирании ушей. Например, хадис Абдуллаха ибн Зайда, которого один человек как-то спросил: “Можешь ли ты показать мне, как совершал омовение Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” ‘Абдуллах ибн Зайд сказал: “Да”, и велел принести воды. Он полил воду себе на руки и дважды вымыл их, потом трижды прополоскал рот и промыл нос, потом трижды омыл лицо, потом дважды омыл руки до локтей, потом протер руками голову, проведя ими ото лба до затылка и обратно, а потом омыл ноги”. аль-Бухари 185, Муслим 235.

В этом хадисе не упоминается о том, чтобы он протирал уши.

Также и хадис о том, как учил омовению Усман (да будет доволен им Аллах), который также не протирал уши.

Однако тут приводился на форуме года два довод на то, что уши следует протирать в омовении, а это хадис: «Уши часть головы». ат-Тирмизи 37, Ибн Маджах 445, ат-Табарани в «аль-Кабир» 1084.

Но ученые разногласили относительно достоверности этого хадиса, однако он передается от многих сподвижников многими путями, по причине чего многие имамы усиливали его. Имам аш-Шаукани и ас-Сан’ани говорили, что данный хадис передается многими путями, и хоть они не лишены недостатков, они усиливают друг друга. И многие имамы подтвердили достоверность этого хадиса, среди которых Ибн Дакыкъ аль-‘Ид,

Но даже если взять во внимание то мнение, что протирание ушей в омовении является обязательным, то это не означает, что необходимо протирать полностью уши, словно не оставлять сухим и не помытым часть тела, которую необходимо мыть в омовении. Многие имамы высказывали разные мнения о том, как следует протирать уши и что при этом достаточно.

А что касается хадисов от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то известно достоверно из его протирания ушей следующее: «затем он вставил указательные пальцы в уши и вытер заднюю часть ушей большими пальцами, а внутреннюю часть ушей протер указательными пальцами». Абу Дауд 135, Ибн Маджах 422. Хадис достоверный.

Но это не означает, что если человек оставил кусочек уха не протертым, что его омовение недействительно! Под «внутренней частью» речь идет, как говорил шейх Ибн ‘Усаймин, об ушном канале, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пальцы вставлял туда, как сказано в хадисе. Имам аль-Бухути говорил, что как бы человек не протер уши, этого достаточно. А хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в «аль-Кафи» 23 говорил, что если человек не протер уши внутри, то нет проблем. Приведя эти и другие слова имамов относительно метода протирания ушей, шейх Мухаммад ад-Дыбьян сказал: “Я считаю, что вопрос протирания не является принципиальным, ведь положение протирания меньше, чем положения надобности мытья… Даже те, кто говорит о необходимости протирания всей головы в омовении, не протирается ведь каждый волосок, и если протирается большая часть головы, то этого достаточно”. См. “Ахкаму-ттахара” 10/540.

 

5. Не мыть кисти рук, после мытья лица

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Будьте бдительны к деянию, в котором допускают оплошность множество людей! Некоторые люди, когда моют руки после мытья лица, начинают их мыть от кистей до локтя, не моя сами кисти. Это является ошибкой, поскольку кисти имеют отношение к руке. Поэтому обязательным является мытье руки после мытья лица, от пальцев до локтей”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 4/153.

 

6. Не мыть локти при обмывании рук

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей» (аль-Маида 5: 6).

Ученые разошлись во мнении относительно слов: «руки до локтей», следует мыть руки до локтей, включая локти или нет. Большинство ученых считает обязательно мыть и локти. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Что касается мытья локтей включительно, то это мнение большинства ученых, среди которых Малик, аш-Шафи’и, Ахмад и Абу Ханифа”. См. “аль-Изтискар” 2/23.

И их мнение является наиболее сильным, поскольку опирается на действия сподвижников, таких как Абу Хурайра и Джабир (да будет доволен ими Аллах). Муслим 246, Ибн Маджах 1/96.

 

7. Протирать часть головы, а не всю голову

Некоторые ученые считают, что при омовении достаточно протереть часть головы и не обязательно протирать ее всю. При этом они опираются на хадис, в котором сказано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как-то совершил омовение и протер хохол. Муслим 1/134.

На самом же деле данный довод является слабым, поскольку в этом хадисе сказано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) протер хохол вместе с чалмой. Т.е. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был в чалме и протер не только часть головы, а часть головы вместе с чалмой! Поэтому шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Нет ничего достоверного от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он протирал лишь часть головы! Однако если он протирал свой хохол, то завершал протирание на чалму”. См. “Задуль-ма’ад” 1/193.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (аль-Маида 5: 6).

В этом аяте Аллах упомянул «голову», не делая конкретизации. И от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передается, что он протирал при омовении именно всю голову. Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Зайд (да будет доволен им Аллах), показывая омовение Пророка (мир ему и благословение Аллаха), протер руками всю голову, проведя ими ото лба до затылка и обратно. аль-Бухари 185 и Муслим 235.

И хадиса о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не будучи в чалме протирал лишь часть головы при омовении – не существует! А кто утверждает обратное, обязан привести довод!

А шейх Ибн ‘Усаймин говорил, что протирание только части головы при омовении без чалмы не достаточно. См. «Шарх аль-мумти’» 1/187.

Но несмотря на это, все же правильным мнением является то, что такое омовение действительно, поскольку достоверно передается о том, что при омовении протирал часть головы Ибн ‘Умар и неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников ему на это возразил, что безусловно указывает на действительность такого омовения. См. “Ахкаму-ттахара” 9/524.

 

8. Мыть необходимые части тела более трёх раз

‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды пришел один человек к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О Посланник Аллаха, как совершать очищение?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел принести посуду с водой, затем помыл свои кисти рук трижды, протер свою голову и уши. Затем помыв трижды ноги, сказал: «Это и есть омовение, а тот, кто прибавит к этому что-нибудь, совершит зло, грех и несправедливость!»” ан-Насаи 1/33, Абу Дауд 135, Ибн Маджах 422. Достоверность хадиса подтвердил имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.

Данный хадис содержит в себе строгое предостережение проявлять излишество при омовении, а в частности мыть необходимые части тела более трех раз.

В некоторых версиях этого хадиса также говорится: «прибавит или убавит». Эта добавка: «убавит» является отклоненной (шазз), поскольку во многих достоверных хадисах упоминается о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники мыли надлежащие части тела по два и по одному разу. Имам ас-Синди сказал: “В некоторых версиях этого хадиса говорится: «или убавит». Исследователи говорили, что это является ошибкой, ибо дозволенно совершать омовение, промывая надлежащие части тела и по одному раза и по два”. См. “Хашия ‘аля Ибн Маджах” 1/253.

Некоторые ученые считали, что если человек не помнит, два раза он помыл какую-либо часть тела при омовении или три, то мыть ее в очередной раз не следует, чтобы не ослушаться Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Однако это не относится к тому, у кого осталось место, которого явно не коснулась вода.

Имам аль-Бухари сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал на то, что обязательным условием в омовении является помыть надлежащие части тела по одному раз. Но также он мыл части тела по два раз и по три раз, но не делал это больше, чем три раз. И обладающие знанием порицали излишество в этом и совершение больше того, что делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Фатхуль-Бари” 1/232.

От ‘Абдуллаха ибн Мугъаффаля (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, появятся в этой общине люди, которые будут излишествовать в очищении и мольбе». Абу Дауд 96, Ибн Маджах 3864, Ибн Хиббан 171. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани.

 

9. Протирание шеи во время омовения

Протирание шеи в омовении не является Сунной, а наоборот – является нововведением, несмотря на то, что в некоторых книгах о мазхабах говорится о желательности этого поступка. Что же касается хадисов, в которых сообщается о правомочности протирания шеи при омовении, то все они являются неприемлемыми. Имам ан-Науауи говорил: “Нет ничего достоверного от Посланника Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) относительно того, чтобы он протирал шею в омовении!” И также он сказал: “И это не является Сунной, наоборот – это нововведение!” См. «аль-Маджму’» 1/499.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Нет ни одного достоверного хадиса о протирании шеи!” См. “Задуль-ма’ад” 1/187.

Также говорил и шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “Фатауа аль-кубра” 1/280.

Хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Неизвестно ничего от Пророка (мир ему и благословение и Аллаха) относительно протирания шеи. Это были слова некоторых саляфов”. См. “аль-Бадр аль-мунир” 1/38.

Вероятно, речь идет о высказывании Мусы ибн Тальхи, на которое опираются сторонники законности протирания шеи при омовении: «Защищен от зависти тот, кто протирает шею вместе с головой». аз-Забиди в «Шарх аль-Ихья» 2/365.

Во-первых, Муса ибн Тальха не застал Пророка (мир ему и благословение и Аллаха) и не является сподвижником. Он сын сподвижника, который застал ‘Усмана ибн ‘Аффана. И правильным является то, что он из числа таби’инов, а не сподвижников. См. “ас-Сияр” 4/364, “Табакъат аль-Кубра” 5/161.

Во-вторых, это сообщение слабое, и хафиз Ибн Хаджар назвал его мурсаль. См. “ат-Тальхыс” 1/92.

В-третьих, даже если это сообщение было бы достоверным, то оно не могло бы служить доводом для узаконивания в религии Всевышнего такого поступка, как протирание шеи в омовении.

 

10. Чистить пальцем рот, при полоскании рта в омовении

Полоская рот во время омовения, не следует чистить пальцами зубы. Некоторые имамы говорили о том, что это желательно, опираясь при этом на некоторые хадисы и сообщение от ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах). Главным доводом в этом вопросе является распространенный хадис: «Твой палец – сиууак в твоём омовении». аль-Байхакъи 1/41.

Этот хадис имеет несколько версий, и все они являются слабыми. См. “Ахкаму-ттахара” 4/603-608.

Также о слабости упомянутого хадиса говорили имам аль-Байхакъи, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани. См. “аль-Хуляса” 1/88, “Ируауль-гъалиль” 69.

Подобное обстоит и с сообщением от ‘Усмана, в котором сказано: “Когда ‘Усман совершал омовение, то чистил рот пальцем”. Абу ‘Убайд в “ат-Тахур” 298.

Это сообщение является слабым по причине передатчика аз-Зубайра ибн ‘Абдуллаха, о котором имам Ибн ‘Ади сказал: “Хадисы этого аз-Зубайра являются отвергаемыми как со стороны их смыслы, так и иснада”. См. “аль-Камиль” 2/227.

На самом деле нет ничего достоверно установленного от Пророка (мир ему и благословение и Аллаха), или сподвижников о том, что использовать палец при омовении для очищения рта, является Сунной. Имам Абу ‘Убайд говорил: “Во всех сообщениях, которые передаются по поводу полоскания рта, ничего не упоминается об использовании пальцев при этом”. См. “ат-Тахур” 218.

Узаконенным же является использовать зубочистку перед омовением, как об этом говорится во многих хадисах. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им совершать омовение перед каждой молитвой, а перед каждым омовением использовать зубочистку». Ахмад 2/259. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Сахих ат-таргъиб” 193.

 

11. Использовать в омовении средства для очищения без надобности

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Мытье рук и лица с помощью мыла в омовении, не является узаконенным. Наоборот, это является чрезмерной щепетильностью и строгостью, а от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) достоверно передается, что он трижды сказал: «Погибли проявляющие чрезмерность!» Да, если на руках человека будет грязь, которая не сойдет, кроме как с использованием мыла или иного средства очищения, то тогда не будет проблем в использовании этого. Однако в обычной ситуации использование мыла является чрезмерностью и нововведением, поэтому не следует его использовать (при омовении)”. См. “Фатауа ислямия” 1/223.

 

12. Расходовать много воды

Сообщается, что однажды, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо Са’да ибн Абу Уаккъаса (да будет доволен им Аллах), который совершал омовение, он сказал: «Что это о Са’д, излишество (исраф)?!» Са’д спросил: А разве в омовении есть излишество?! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да, даже если ты возле протекающей реки». Ахмад 2/221, Ибн Маджах 425. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3292.

Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) купался, он расходовал на это от одного са‘ до пяти муддов воды, на малое омовение он обычно расходовал один мудд воды”. аль-Бухари 201, Муслим 325.

Один са’ воды – это четыре мудда, а один мудд – это приблизительно пол литра воды. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/126.

Таким образом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно тратил на малое омовение пол литра, а на большое приблизительно два, два с половиной литра.

Имам Ахмад говорил: “Из числа знание фикъха человеком то, что он не сильно увлекается расходованием воды при омовении”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/128.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был из числа тех, кто использовал меньше всех воды при омовении, и он предостерегал свою общину от излишества в этом и сообщил, что появятся в его общине люди, которые будут излишествовать в очищении!” См. “Задуль-ма’ад” 1/197.

 

13. Поминание Аллаха при мытье надлежащих частей тела

Что касается произнесения каких-то определенных молитв, связанных с мытьем отдельных частей тела, то это является нововведением. Имам ан-Науауи сказал: “Что касается произнесения молитвы, во время мытья частей тела при омовении, то ничего достоверного на эту тему от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не пришло”. См. “аль-Азкар” 31.

Имам Ибн аль-Къайим писал: “Ничего от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не передается, чтобы он произносил что-либо при совершении омовения, кроме слов «бисми-Ллях». И все хадисы относительно поминания Аллаха при совершении омовения являются лживыми”. См. “Задуль-ма’ад” 1/195.

Это отвратительное нововведение оттолкнуло множество несведущих людей от религии. Бывали случаи, когда человек, решив начать молитву, видя различные мольбы, которые им преподносили как неотъемлемую часть омовения, оставляли начатое благое дело из-за трудности этого. На самом же деле религия Аллаха легка, а усложнили ее различные нововведения, придуманные людьми.

 

14. Держать вытянутым указательный палец при произнесении шахады после омовения

Это распространенное деяние некоторых людей не имеет никакой основы под собой ни в Коране, ни в достоверной Сунне.

 

15. Не порицаемо во время омовения разговаривать

Среди многих людей бытует мнение о том, что во время омовения разговаривать нежелательно. Это утверждение не имеет никакой достоверной основы. В поддержку данного мнения некоторые используют хадис, в котором сообщается, что однажды ‘Усман совершал омовение и один человек поприветствовал его, но он не ответил ему. После этого ‘Усман зашел в мечеть и сказал этому человеку: “Мне помешало ответить тебе на приветствие то, что я слышал от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Кто совершит омовение, не разговаривая до тех пор, пока он не скажет: “Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха…”, тому будет прощено то, что было между двух омовений»”.

Однако данный хадис является недостоверным, о чем говорили имамы аль-Бухари и Абу Хатим. См. “Мизан аль-и’тидаль” 1/63 и “Маджма’у-ззауаид” 1/239.

 

16. Не порицаемо поливать воду совершающему омовение

Некоторые мусульмане считают, что человек должен совершать омовение самостоятельно, и что является нежелательным поливать воду тому, кто совершает омовение. Это мнение не имеет под собой никакой достоверной основы, а наоборот противоречит достоверным сообщениям. Саубан (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что “он поливал воду Пророку (мир ему и благословение Аллаха), который совершал омовение”. ат-Тирмизи 1/58, Абу Дауд 7/8. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.

Также ар-Рубайи’ бинт Му’ауиз (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: Однажды я пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), когда он брал омовение, и он сказал: «Полей мне», и я стала ему поливать. Ибн Маджах 1/96, аль-Хаким 1/145. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

И подобных сообщений от саляфов много, и в них указание на отсутствие нежелательности поливать воду совершающему омовение, как сказал хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 1/343.

А что касается хадиса: «Я не прошу о помощи в омовении ни у кого», он является недостоверным. Имам ан-Науауи сказал: “Этот хадис ложный и не имеет никакой основы!” Также и сообщение от Ибн ‘Аббаса: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) любил совершать омовение один”, является слабым. См. “аль-Маусу’а” 1/172, хафиза Ибн Хаджара.

 

17. Является ли излишеством мытьё необходимых частей тела выше установленных?

Ну’айм аль-Муджмир рассказывал: Я видел, как совершал омовение Абу Хурайра. Он помыл тщательно свое лицо, потом помыл свои руки так, что дошел почти до плеч. Затем он протер голову и помыл свои ноги до голеней, и сказал: «Я видел, что так совершал омовение Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!» Потом Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, в День воскрешения к членам моей общины будут обращаться, называя их “гъурран мухаджалина” из-за следов омовения (которые будут сиять). Так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это»”. аль-Бухари 136, Муслим 246.

Однако некоторые исследователи считали, что слова: «Так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это» принадлежат Абу Хурайре, а не Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Дело в том, что Ну’айм говорил: Я не знаю точно, кому принадлежат слова: «Так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это» Абу Хурайре или Пророку (мир ему и благословение Аллаха)”.

Хафиз аль-Мунзири, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, хафиз Ибн Хаджар, и шейх аль-Альбани говорили, что на самом деле эти слова принадлежат Абу Хурайре, поскольку этот хадис передается также от десяти сподвижников, и никто из них не упоминает этой добавки. См. “ат-Таргъиб” 1/92, “Фатхуль-Бари” 1/367, “И’лямуль-мууаккъи’ин” 6/316.

Но не все имамы были согласны с этим. Ведь помыв руки до предплечья и ноги до голени, Абу Хурайра сказал: «Я видел, что так совершал омовение Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)

Шейх Сыддыкъ Хасан Хан в комментарии к «Сахих Муслим» в отношении обсуждаемого хадиса сказал: “Этот хадис ясно указывает на желательность увеличения аль-гъурры и ат-тахджиля. Что касается увеличения аль-гурры, то это обязательное мытьё лица вместе с частью начала головы (выше лба), для убеждённой полноценности мытья лица. А увеличение ат-тахджиля – это мытье свыше локтей и щиколотки. Это является желательным без разногласий. Разногласие было в том, до каких мест желательно увеличивать мытьё. Одни говорили: «Желательно увеличивать без ограничения». Другие сказали: «До середины предплечья и середины голени». Третьи сказали: «До плеч и колен». Имам ан-Науауи сказал: «Хадисы этой главы включают в себя все это». А что касается слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «а тот, кто прибавит к этому что-нибудь, совершит зло, грех и несправедливость», то это касается увеличения числа мытья. Итог таков: увеличения мытья сверх обязательных мест, входит в число увеличения (гъурран мухаджалина), и тому, кто увеличит это, Аллах увеличит награду”. См. “ас-Сирадж аль-уаххадж” 1/481-482.

 

И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=3286


Поделиться: