С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Примечание к словам шейха Салиха аль-‘Усайми по поводу благодеяний в Ночь Предопределения

 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Уже второй год подряд распространяется видеозапись, в которой шейх Салих аль-‘Усайми (некоторые русскоязычные мусульмане путают его с шейхом Мухаммадом ибн Салихом аль-‘Усаймином) говорит, что под достоинствами и превосходством благодеяний в Ночь Предопределения речь идёт именно о ночной молитве, о чтении Корана в ней и произнесении мольб во время неё.

В этом он опирался на известный пророческий хадис, в котором сказано: «Тому, кто проведёт в молитве Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». аль-Бухари (38), Муслим (760).

После чего шейх Салих аль-‘Усайми говорит, что является ошибкой полагать, что в эту Ночь любые благодеяния имеют преимущество, по причине чего люди увеличивают в эту Ночь различные благие поступки, как садакъа и т.п.

 

При всём уважении к шейху Салиху аль-‘Усайми, к этим его словам есть несколько замечаний:

Во-первых, мало того, что в таком категоричном утверждении и ограничении никто из имамов не опережал шейха аль-‘Усайми, более того, этими словами он пошёл в противоречие саляфам, имамам и учёным, которые были раньше него, знающей него и авторитетней него, которые говорили обобщённо о достоинстве всех благодеяний в Ночь Предопределения, не делая такого ограничения!

К тому же такое ограничение является причиной лишения великого блага многих людей, которые не могут совершать ночные молитвы в Ночь Предопределения по различным уважительным причинам, как скажем, путники, больные, или женщины у которых месячные или послеродовое кровотечение!

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия передал, что когда ад-Даххака спросили: «Что ты скажешь про женщину, у которой послеродовое кровотечение или месячные, про проспавшего или путника, есть ли у них удел от Ночи Предопределения?» На что ад-Даххак ответил: “Да. Каждый, от кого Аллах принял благодеяние, Он дарует ему его удел от Ночи Предопределения и не сделает так, что он потерпит неудачу”. См. “Шарх аль-‘Умда” (2/704).

 

Во-вторых, шейх аль-‘Усайми даже чтение Корана и обращение к Аллаху с мольбами ограничил совершением этого именно во время ночной добровольной молитвы в эту Ночь, тогда как саляфы изначально разногласили, какой именно вид поклонения лучше всего совершать в Ночь Предопределения? И среди них были такие, кто считал, что обращаться с мольбами к Аллаху в эту Ночь лучше даже, чем совершение молитв, потому что когда ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “О Посланник Аллаха, скажи, если я узнаю о наступлении Ночи Предопределения, что мне следует говорить?” Он сказал ей: «Говори: “О Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Великодушный, Ты любишь прощать, так прости же меня!”» ат-Тирмизи (3513), Ибн Маджах 3850. Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, ан-Науауи, Ибн аль-Къайим, Ибн Касир, Ибн аль-Муляккъин, аль-Альбани. См. «аль-Азкар» (274), «И’лям аль-мууаккъи’ин» (4/249), «аль-И’лям би-фауаид ‘Умда аль-ахкам» (5/409), «Сахих аль-Джами’» (4423).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Суфьян ас-Саури говорил: «Обращение с мольбами в Ночь Предопределения любимей для меня, чем совершение молитв». Смысл слов Суфьяна в том, что множество ду’а лучше, чем намаз, в котором мольба часто не произносится. Но если человек будет читать Коран и обращаться с ду’а, это будет лучше. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), совершая ночные молитвы в Рамадан, читал Коран размеренно, и, читая аят о милости, просил о ней, а читая аят про мучение, прибегал за защитой от него. И таким образом он объединял между намазом, чтением Корана, мольбой и размышлением. Это является наилучшим и совершенным деянием в последние десять ночей Рамадана и других ночах”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” (стр. 204).

 

В-третьих, общеизвестно, что благодеяния имеют преимущество в зависимости от места и времени, как и общеизвестно, что благие деяния в месяц Рамадан имеют превосходство, а, следовательно, никто не имеет права ограничивать что-то из этого, кроме как опираясь на исключающий довод.

Къатада говорил: “Воистину, у Аллаха есть то, что Он сделал избранным. Так, Он избрал из ангелов посланников, избрал из людей посланников, избрал из слов слова Его поминания и восхваления, из земель избрал мечети, из месяцев избрал Рамадан и запретные месяцы, из дней избрал пятницу, а из ночей избрал Ночь предопределения. Так возвеличивайте же то, что возвеличил Аллах!” ат-Табари в “ат-Тафсир” (14/238). Иснад достоверный. См. “Тахридж Тафсир Ибн Аби Хатим” (8/407).

Сообщается, что Ибрахим ан-Наха’и говорил: “Пост в месяц Рамадан лучше, чем пост в течение тысячи дней (в иное время); прославление Аллаха (тасбих) в Рамадан лучше, чем тысяча прославлений (в иное время); и один рака’ат молитвы в Рамадан лучше, чем тысяча рака’атов (в иное время)”. Абу-ль-Къасим аль-Асбахани в “ат-Таргъиб уа-ттархиб” (1781).

Хафиз ат-Тыби сказал: “Благие деяния, как уаджибы, сунны и адабы, несмотря на свои различия в достоинствах, иногда имеют преимущество друг над другом. Ведь сколько таких деяний, над которыми остальные деяния имеют превосходство, становятся превосходящими остальные дела по причине определённого времени или места”. См. “Файдуль-Къадир” (5/584).

Хафиз Абу Шама сказал: “Из числа периодов времени есть такие, во время которых Шариат дал превосходства всем видам благодеяний. И из этих периодов десять первых дней месяца Зуль-Хидджа и Ночь Предопределения, которая лучше, чем тысяча месяцев. Т.е. благодеяния в эту Ночь лучше, чем благодеяния, совершаемые в течении тысячу месяцев, среди которых нет этой Ночи. И в эти периоды любое совершённое благодеяние будет иметь превосходство над точно таким же благодеянием, совершённым в иное время. Одним словом, человек не имеет права делать какие-то исключения, напротив, это является прерогативой только Законодателя”. См. “аль-Ба’ис ‘аля инкар аль-бида’ уаль-хауадис” (стр. 51).

Эти его слова процитировал также шейх аль-Альбани, соглашаясь с ним. См. “ас-Самр аль-мустатаб” (1/567).

 

В-четвёртых, помимо таких обобщённых слов имамов, пророческая Сунна выделяет месяц Рамадан частым совершением садакъа. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был наищедрейшим человеком, а щедрее всего он был в Рамадан”. аль-Бухари (6), Муслим (2308).

И раз садакъа имеет преимущество в месяц Рамадан, а в месяце Рамадан последние десять ночей имеют ещё большее превосходство, а из этих десяти ночей наибольшее превосходство имеет Ночь Предопределения, то, что мешает полагать и даже утверждать, что и садакъа в Ночь Предопределения имеет преимущество?! Ведь многие имамы и учёные до шейха аль-‘Усайми понимали величие и превосходство Ночи Предопределения в буквальном и абсолютном значении, побуждая делать садаъка в эту Ночь, и не ограничивая достоинства этой Ночи каким-то конкретным видом поклонения.

Хафиз Закария аль-Ансари говорил: “Последние десять ночей Рамадана больше заслуживают, чем прочие месяцы, чтобы в этот период делать чаще садакъа, делать затворничество, читать Коран, выстаивать ночную молитву, желая застигнуть Ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев. Т.е. благодеяние в эту ночь лучше, чем благодеяние на протяжении тысячи месяцев, среди которых нет Ночи предопределения”. См. “аль-Гъурар аль-бахийя” (2/223).

Шейх Ибн Баз говорил: “Кто совершал ночные молитвы в Ночь Предопределения, а также совершал и прочие виды поклонения, как чтение Корана, обращение к Аллаху с мольбами, садакъа и тому подобное. Совершал это с верой, будучи убеждённым, что Аллах вменил это, желая награду от Него, не проявляя в этом показухи и не преследуя иные мирские цели, тому Аллах простит его прошлые грехи”. См. “Фатауа Ибн Баз” (15/431).

Более того, когда шейха Ибн База спросили: «Имеет ли преимущество ‘умра, совершаемая 27 ночь Рамадана над прочими днями Рамадана?» он ответил: “Преимущество ‘умры в это время в том, что она может совпасть с Ночью Предопределения, поскольку есть большая вероятность, что 27 ночь приходится на Ночь Предопределения. И люди проявляют усердие в этом, желая, чтобы их ‘умра совпала с Ночью Предопределения, чтобы их умра была лучше, чем тысяча ‘умры.

Однако не подобает устраивать пробки и создавать трудности для людей, к тому же когда именно Ночь Предопределения точно неизвестно, быть может, она будет в 27 ночь, а может быть и в иную. И потом, даже если Ночь Предопределения однозначно приходится на 27 ночь, создавать пробки, столпотворение, наносить вред людям, всё это не подобает делать, и это не дозволено!” См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (17/172).

 

В-пятых, тот же самый аят: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (97: 3), который в этом ролике разбирал шейх аль-‘Усайми, толкуя его саляфы понимали этот аят в общем его смысле, не ограничивая превосходство этой Ночи каким-то определённым видом поклонения!

Макки Ибн Аби Талиб говорил: “Благодеяния в Ночь Предопределения лучше, чем благодеяния в течение тысячи месяцев, среди которых нет Ночи Предопределения. Об этом говорил Муджахид и другие, а также это мнение Къатады и его выбрал ат-Табари”. См. “аль-Хидая иля булюгъ ан-нихая” (12/8372).

Имам Ибн Наср аль-Маруази привёл различные сообщения от саляфов по данной теме в главе, которую назвал так: “Побуждение к Ночи Предопределения и указание того, что благие деяния в эту Ночь лучше, чем деяния, на протяжении остального года”. См. “Кыям Рамадан” (стр. 116).

Имам аль-Багъауи сказал: “Толкователи Корана относительно аята: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (97: 3), говорили: «Смысл этого аята в том, что благие деяния в Ночь Предопределения лучше, чем благодеяния тысячи месяцев, среди которых нет этой ночи»”. См. “Тафсир аль-Багъауи” (8/491).

Во всех этих словах выражение «благодеяние» упоминается не в определённой форме, что в арабском языке указывает на общее значение без конкретизации каких-то определённых видов благодеяний.

Более того, ‘Абд ибн Хумайд в своём тафсире передал со слов сподвижника Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что в толковании к этому аяту он говорил: “Благодеяния, совершённые в Ночь Предопределения, а также садакъа, молитва и закят лучше, чем совершение этого в течение тысячи месяцев!” См. “Тафсир ад-Дурр аль-мансур” (8/568), “Тафсир Фатх аль-Къадир” (5/577).

Шейх Ибн Бадис в комментарии к этому сообщению сказал: “Этот асар, а также и другие подобные многочисленные сообщения, разъяснил то, что благо Ночи Предопределения относится к превосходству благодеяний, совершённых в эту Ночь, что это превосходит прочие ночи и дни”. См. “Асар Ибн Бадис” (2/328).

Шейх Ибн Баз, комментируя аят: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (97: 3), сказал: “Смысл этого аята в том, что садакъа в эту Ночь, праведные деяния в общем, они увеличиваются многократно. Благодеяния в эту ночь лучше, чем благодеяния, совершаемые в течение тысячи месяцев. Воистину, это великая вещь! Является необходимым для людей, чтобы они расходовали в эту Ночь, чтобы проявляли ихсан, совершали молитвы и прочие виды поклонения. Если человек приготовил еду в 27 ночь или же совершил пожертвование в эту ночь, или увеличил количество совершаемых молитв, желая, чтобы это совпало с Ночью Предопределения, то в этом всём нет никаких проблем”. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (16/488).

 

В данном примере содержится указание на то, что обладатели знания не защищены от ошибок, и что они могут сказать то, что не говорил никто из учёных до них и допустить ошибку в своём понимании.

В заключение хотелось бы сделать наставление тем, кто торопится делать ролики из каждых слов какого-то шейха, чтобы они не торопились, чтобы по своему неведению не стали причиной распространения среди мусульман слабого и ошибочного мнения, которое в итоге может стать причиной удержания мусульман от различных видов благодеяний в эту великую Ночь!

Кстати, в этом небольшом примере указание на то, что такълид в своей основе не является благом.



Ссылка на форум

https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=65&t=22550&p=101397#p101397

Поделиться: