С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Относительно протирания поверхности платка вместо волос при омовении женщинами, среди ученых существует большое разногласие.
Большинство ученых запрещали это, и этого мнения придерживались ханафиты, маликиты и шафииты. См. “аль-Мабсут” 1/101, “аль-Мудаууна” 1/124, «аль-Маджму’» 1/439.
Ханбалиты же считали, что женщина может протирать платок при омовении, и это известное мнение имама Ахмада, и это мнение выбрал имам Ибн Хазм. См. “Масаиль Ибн Хани” 1/19, “аль-Мухалля” 1/303.
Также мнение о дозволенности масха платка выбрали шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх Ибн ‘Усаймин, однако они в отличии от других сторонников дозволенности этого, связали протирание платка с опасением холода, с трудностью его снятия и т.п. См. “Маджму’уль-фатауа” 21/218, “Фатауа ат-тахара” 170.
Здесь необходимо отметить, что в основном те ученые, которые запрещали женщине протирать платок при омовении, были из числа тех, кто также запрещал протирать и чалму мужчинам! Например, когда имама Малика спросили о протирании чалмы и платка, он ответил: “Ни мужчина, ни женщина не должны протирать чалму или платок, они обязаны протирать голову!” См. “аль-Мунтакъа” 1/75.
Известно, что среди ученых были известные разногласия и по вопросу дозволенности обтирания чалмы для мужчин, несмотря на то, что относительно этого передается множество сообщений от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников.
Что же касается тех, кто дозволял из этой группы ученых протирать чалму, то они позволяли это только при протирании чалмы с частью головы.
А имам аль-Хаттаби говорил: “Основа состоит в том, что Всевышний Аллах сделал обязательным протирать голову, а хадисы (о протирании чалмы) поддаются истолковыванию (т.е. протирал ли Пророк только чалму или протирал ее вместе с частью головы), по этой причине нельзя оставлять то, в чем нет сомнения и брать то, в чем есть неясность!” См. «аль-Маджму’» 1/439.
Таким образом, основной довод этой стороны в том, что Аллах повелел в Коране протирать именно голову, а не что-то иное.
Но дело в том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), протиравший чалму при омовении, сделал тем самым исключение, а также и сподвижники, знавшие об этой основе, протирали как чалму (‘имама), так и платки (хымар) и даже феску (къалянсуа).
Джа’фар ибн ‘Амр рассказывал со слов своего отца: “Я видел, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил омовение и протер свою чалму и носки (хуфф)”. аль-Бухари 205.
‘Абдур-Рахман ибн ‘Усайля рассказывал: “Я видел, как Абу Бакр протер (при омовении) свой платок”. Ибн Аби шайба 1/28. Иснад хороший.
Асым рассказывал: “Я видел, как Анас протер свои носки и чалму”. ‘Абдур-Раззакъ 738. Иснад достоверный.
Сулейм ибн Асуад рассказывал: “Однажды Абу Муса вышел из туалета и (при омовении) протер феску (къалянсуа)”. Ибн Аби Шайба 1/29, Ибн аль-Мунзир 1/472. Иснад достоверный.
Имам Абу Бакр аль-Хялляль говорил: “Я не вижу никаких проблем в том, чтобы протирать при омовении феску!” И сказал: “Как это можно порицать, если об этом передается от двух людей из числа сподвижников Пророка, с достоверными иснадами?! Аль-Асрам передал, что ‘Умар говорил: «Если человек желает, то может протереть голову, а если желает, то может протереть феску и чалму». Также он передал, что Абу Муса вышел из туалета и протер феску”. См. “аль-Мугъни” 1/384.
Также и от Анаса передается, что он протерал свою феску при омовении. ‘Абдур-Раззакъ 745.
Вернемся к теме протирания платка женщиной при омовении.
Среди тех ученых, кто запрещал женщине протирать платок при омовении, были и такие, кто дозволял протирать чалму. Они говорили, что протирание платка в омовении относится к поклонению, которое в основе запрещено, и которое должно иметь исключение также, как и чалма!
Однако те ученые, которые считали дозволенным протирание платка женщиной ответили на это тем, что как мужчины, так и женщины в протирании чалмы одинаковы, кроме как при наличии исключающего текста.
Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Женщина и мужчина в протирании головы одинаковы”. Ибн Аби Шайба 242.
Более того, чалма (‘имама) в арабском языке также именуется и платком (хымар), и ‘имаму часто саляфы именовали хымаром. И об этом говорится в известном хадисе. Биляль рассказывал: “Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) протер носки и платок (хымар)”. Муслим 275.
В данном случае под платком речь идет о чалме, как об этом сказали Къады ‘Ийяд и Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби. См. “Икмаль аль-му’лим” 2/93, “аль-Муфхим” 1/535.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “В данном случае под словом «хымар» (платок) речь идет о «‘имаме» (чалме), а назвали чалму платком из-за языковой стороны, поскольку чалма – это то, чем покрывают голову, как и платок”. См. “Миннатуль-мун’им” 1/209.
Таким образом, слово чалма в арабском языке включает в себя и платок.
Также сторонники запретности протирания женщиной платка, опирались на следующее сообщение ‘Аиши, что “совершая омовение, она просовывала руки под платок и протирала всю голову”. аль-Байхакъи 1/61. Иснад хороший.
Но ученые, дозволявшие протирать женщине платок, сказали, что в этом сообщении нет довода на запрет протирания платка, ведь протирание платка не обязательно, а дозволено.
Что касается самого главного довода ученых, дозволявших женщине протирать платок при омовении, то их доводом был поступок Умм Салямы, которая при омовении протирала свой платок, как это передала мать Хасана аль-Басри. См. “аль-Мусаннаф” 1/29, Ибн Аби Шейбы, “аль-Аусат” 1/469, Ибн аль-Мунзира.
Иснад этого сообщения хороший. См. “Ахкаму-ттахара” 5/539, “аль-Уду уаль-гъусль” 29.
Этот довод является решающим в данном вопросе, так как Умм Саляма являлась сподвижницей и женой Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников или сподвижниц ей в этом возразил!
Имам аль-Бухути сказал: “Протирание платка женщинами при омовении, является действительным, поскольку Умм Саляма протирала свой платок”. См. “Шарх Мунтаха аль-ирадат” 1/60.
На основании всего сказанного ясно, что протирать платок женщине при омовении, дозволено. И трудно себе представить, что Умм Саляма или все эти сподвижники, протиравшие платки и феску, делали это не зная или же сомневаясь в дозволенности данного поступка, читая аят Корана о необходимости протирания головы при омовении. А их пониманию религии необходимо отдавать предпочтение в первую очередь!
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=1846