Как понимать асары от сподвижников, что они протирали свои сандалии при омовении?
С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Абу Забьян аль-Джанби рассказывал: “Я видел, как ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, справил малую нужду стоя, затем велел принести воды, совершил омовение и протёр свои сандалии. Затем он вошёл в мечеть, снял свои сандалии и совершил молитву”. ‘Абду-р-Раззакъ 1/201, Ибн Аби Шейба 2016, ат-Тахауи в “Шарх ма’ани аль-асар” 373, аль-Байхакъи 1/282. Достоверность этого асара подтвердили ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Бадруддин аль-‘Айни, аль-Альбани и др. См. “аль-Ахкам аль-кубра” 1/18, “Нухаб аль-афкар” 2/295, “Сахих Сунан Аби Дауд” 1/292, “Ахкам ат-тахара” 5/93.

 

Ханафитский имам – Ибн ат-Туркумани сказал: “Уже было отмечено, что ат-Тирмизи подтвердил достоверность хадисов об обтирании носков и сандалий. Он назвал хорошим, как хадис Хузайля, который передается от аль-Мугъиры, так и хадис ад-Даххака, который передается от Абу Мусы. Ибн Хиббан назвал достоверным хадис от Ауса, в котором сообщается об обтирании сандалий, а Ибн Хузайма назвал достоверным хадис Ибн ‘Умара об обтирании сабтийских сандалий. И упомянутый хадис аль-Байхакъи об обтирании сандалий, который приводится им от Зайда ибн аль-Хаббаба со слов ас-Саури, является хорошим. Также аль-Баззар привёл хадис от Ибн ‘Умара, что он совершил омовение, а сандалии были на его ногах, затем он протёр их и сказал: «Так поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». И Ибн аль-Къаттан назвал достоверным этот хадис”. См. “аль-Джаухар ан-накъий” 1/288.

 

Некоторые имамы поясняли упомянутое сообщение от ‘Али и других сподвижников тем, что речь шла о протирании сандалий, под которыми были обычные носки (джауариб), что усиливается другими сообщениями от саляфов:

• ‘Абдуллах ибн Са’ид передал со слов своего деда, сказавшего: “Я видел, как ‘Али справил малую нужду, а затем (во время омовения) протёр свои носки и сандалии”. Ибн Аби Шейба 1998.

• Ка’б ибн ‘Абдуллах сказал: “Однажды ‘Али справил малую нужду, затем совершил омовение и протёр свои носки и сандалии”. Ибн Аби Шейба 2003, аль-Байхакъи 1/285.

• Аль-Хасан аль-Басри говорил: “Носки (джаураб) и сандалии (ни’аль) по положению подобны кожаным носкам (хуфф)”. И он (аль-Хасан) считал, что нельзя протирать одно из них без другого”. Ибн Аби Шейба 2011.

• ‘Абдуллах – сын Ахмада рассказывал: “Я спросил своего отца про обтирание сандалий, и он сказал: «Если на ступнях есть носки, которые держатся на ноге, то нет проблем в протирании сандалий»”. См. “Масаиль аль-имам Ахмад” 1/34.

• Сказал имам аль-Хаттаби, поясняя хадисы про протирание носков и сандалий: “Масх на носки и сандалии совершается тогда, когда человек надел сандалии поверх носков (джаураб)”. См. “Ма’алим ас-Сунан” 1/63.

• К точно такому же пониманию склонился и ат-Тахауи. Он привёл различные хадисы и сообщения от сподвижников, в которых говорится, что они протирали сандалии, среди которых был и обсуждаемый асар от ‘Али. А затем сказал, что они протирали сандалии, под которыми были носки. См. “Шарх ма’ани аль-асар” 1/217.

Сторонники такого пояснения отрицали дозволенность протирания открытых сандалий без носков под ними по той причине, что в них виднеется ступня, а в достоверных хадисах указывается суровое предостережения в адрес тех, кто при омовении не омывал пятки. Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) увидел людей совершающих омовение, пятки которых не касалась вода, и он закричал: «Горе пяткам от Огня!» аль-Бухари 60, Муслим 1/26.

 

Кстати, в упомянутом содержится указание на то, что нет никаких проблем во время омовения протирать обувь, которая ниже щиколотки, если под этой обувью есть носки, закрывающие щиколотки, протирая всё это как единое целое. Ведь раз дозволялось протирать сандалии, которые открыты со всех сторон и в которых ступня практически обнажена, если под ними есть носки, то протирать обувь вместе с носками дозволяется тем более.

Но, конечно же, если человек протёр обувь и затем снял её, то его масх нарушен, хоть и не нарушено само омовение.

 

О том, что снятие протёртого не нарушает омовение, смотрите подробнее с доводами и мнениями всех имамов в следующей статье:

Нарушает ли омовение снятие протёртых носков?


Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=9685


Поделиться: