С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Хвала Аллаху, мир и милость Его пророку Мухаммаду, а затем:

Всевышний Аллах сказал:

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا تَدَايَنْتُمْ بِدَيْنٍ إِلَى أَجَلٍ مُسَمًّى فَاكْتُبُوهُ وَلْيَكْتُبْ بَيْنَكُمْ كَاتِبٌ بِالْعَدْلِ وَلَا يَأْبَ كَاتِبٌ أَنْ يَكْتُبَ كَمَا عَلَّمَهُ اللَّهُ فَلْيَكْتُبْ وَلْيُمْلِلِ الَّذِي عَلَيْهِ الْحَقُّ وَلْيَتَّقِ اللَّهَ رَبَّهُ وَلَا يَبْخَسْ مِنْهُ شَيْئًا فَإِنْ كَانَ الَّذِي عَلَيْهِ الْحَقُّ سَفِيهًا أَوْ ضَعِيفًا أَوْ لَا يَسْتَطِيعُ أَنْ يُمِلَّ هُوَ فَلْيُمْلِلْ وَلِيُّهُ بِالْعَدْلِ وَاسْتَشْهِدُوا شَهِيدَيْنِ مِنْ رِجَالِكُمْ فَإِنْ لَمْ يَكُونَا رَجُلَيْنِ فَرَجُلٌ وَامْرَأَتَانِ مِمَّنْ تَرْضَوْنَ مِنَ الشُّهَدَاءِ أَنْ تَضِلَّ إِحْدَاهُمَا فَتُذَكِّرَ إِحْدَاهُمَا الْأُخْرَى وَلَا يَأْبَ الشُّهَدَاءُ إِذَا مَا دُعُوا وَلَا تَسْأَمُوا أَنْ تَكْتُبُوهُ صَغِيرًا أَوْ كَبِيرًا إِلَى أَجَلِهِ ذَلِكُمْ أَقْسَطُ عِنْدَ اللَّهِ وَأَقْوَمُ لِلشَّهَادَةِ وَأَدْنَى أَلَّا تَرْتَابُوا إِلَّا أَنْ تَكُونَ تِجَارَةً حَاضِرَةً تُدِيرُونَهَا بَيْنَكُمْ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَلَّا تَكْتُبُوهَا وَأَشْهِدُوا إِذَا تَبَايَعْتُمْ وَلَا يُضَارَّ كَاتِبٌ وَلَا شَهِيدٌ وَإِنْ تَفْعَلُوا فَإِنَّهُ فُسُوقٌ بِكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَيُعَلِّمُكُمُ اللَّهُ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

«О те, которые уверовали, когда вы заключаете (торговый) договор в котором возникает долг на определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо. Писец не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, а должник диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если тот, на ком на ком выплата, слабоумен или немощен и не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибётся, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым с указанием его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы, заключая сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите её. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писцу и свидетелю, а иначе вы совершите грех. Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас. Аллах ведает обо всякой вещи.

Если вы окажетесь в поездке и не найдете писца, то назначьте залог, который можно получить в руки. Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа. Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете». (2: 282-283)

Как разъяснил аль-Къуртуби в своём тафсире, изначально этот аят относился к долгу, возникающему при торговых взаимоотношениях, и эти положения не касаются займов, несмотря на то, что некоторые учёные всё же применяли его и к предоставлению займа.

Итак, оформление долга включает в себя следующие пункты:

1. Точно определить срок погашения, то есть через какой срок долг будет уплачен. (обязательно при торговых сделках)

2. Записать договор с точным указанием сроков. (желательно)

3. Если договор записывает не тот, кто останется должным, а писец (нотариус), то диктует ему должник.

4. Если должник неспособен диктовать, то это поручается его доверенному лицу.

5. Присутствие двух мужчин в качестве свидетелей, если нет двух мужчин, то один мужчина и две женщины.

6. Кредитор, может потребовать какую-либо вещь в качестве залога, которую он будет хранить у себя. Смысл этого состоит в том, что если придет время погашения долга, а должник откажется, то вещь оставленная под залог продаётся и погашается долг, а оставшаяся после этого часть выручки за продажу (если таковая имеется) возвращается хозяину, то есть должнику.

 

Заверять долг этими тремя способами (запись, свидетели, залог), является лучшим и желательным, но не обязательным. Некоторые ученые считают обязательным запись долговых взаимоотношений, однако большинство ученых считает это желательным и это более правильное мнение. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 3/383.

Мудрость этого в том, чтобы права человека не были утеряны и были защищены. Так как часто имеет место забывчивость и обман. Выполняя же эти вещи, человек оберегает себя от вероломных людей, которые не боятся Всевышнего Аллаха.

 

Если же человек продал в рассрочку (или купил в рассрочку) и не записал, не призвал свидетелей, и не потребовал ничего в качестве залога, то тем самым он не совершил греха, и на это указывает сам аят: «Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа». При таком доверии могут отсутствовать и запись и свидетели и залог, однако в таком случае необходимо проявлять богобоязненность и страх перед Аллахом, как это повелевает Аллах и вернуть доверенное (т.е. выполнить свои обязательства) «… то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа» См. “Тафсир ас-Са’ди” 168-172.

 

И если возникновение долговых обязательств не было записано, а должник отрицает, что на нём долг или же оттягивает уплату, то пусть кредитор не винит никого, кроме самого себя, так как он сам пренебрег своими правами. Передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что мольба кредитора против должника, в случае отрицания им долга или же оттягивания, не будет принята если он не письменно не оформил долг. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Трое обращаются с мольбами и нет ответа на их мольбы: (и среди них) … человек, который дал в долг и не засвидетельствовал это…» См. “Сахих аль-джами” 3075.

И тот, кто поразмыслит над этими и другими установлениями шариата, тот поймет всю широту и всеобъемлемость исламского шариата и полноту его стремления сохранить права людей и не дать им быть утерянными.

Аллах Всевышний, пречист Он от всяких недостатков, повелевает владельцу имущества беречь свое имущество и не способствовать потери даже его малой части. Ведь Он говорит: «Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, с указанием его срока погашения».

Существует ли какой-либо закон, который совместил бы религиозную и мирскую пользу таким совершенным образом, как это сделал шариат Ислама? И может ли кто-нибудь предоставить более лучший и совершенный закон чем этот? Истину сказал Аллах, говоря: «Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5: 50)



Разница между долгом и займом

В данной теме надо внести некоторую ясность исходя из того, что два арабских термина «дейн» (الدَين) и «къард» (القرض) на русский часто переводят оба слова, как «долг», тогда как их положения отличаются, несмотря на то, что займ также относится к долгу, являясь его частным случаем.

القرض – это заём или предоставление займа будь то деньгами или другим имуществом. То есть, это тогда, когда вернуть надо точно такое же имущество, которое взяли. К примеру если взяли 100 рублей, то и вернуть должны 100 рублей, если взяли мешок риса 1-ого сорта 50кг., то и вернуть надо мешок риса1-ого сорта 50кг.

الدَين – это долг, который образуется во время торговых взаимоотношений. То есть когда вы продали что-то в рассрочку за 100 рублей образовалась задолженность или долг. Или если взяли полную предоплату за мешок риса 1-ого сорта 50кг., то также образовывается задолженность или долг в виде одного мешка риса.

 

Теперь самое интересное:

При займе (القرض) основой является то, что срок его погашения не устанавливается, более того, большинство учёных придерживаются мнения, что при займе запрещено обуславливать срок погашения (не просто указать, а именно обусловить), поэтому по их мнению займодатель имеет право в любое время потребовать возврата долга. Однако о дозволенности установления при займе срока и необходимости последующего его соблюдения говорили Ибн Умар, Ата, Малик, аль-Лейс, аль-Бухари, Ибн Теймия, Ибн аль-Къайим и др.

В отличие от этого, при возникновении долга (الدين) в результате торговых взаимоотношений, срок погашения долга определять необходимо, чтобы в сделке не было неясности (гъарар), а где-то это и вовсе является условием действительности сделки, как при “ас-салям” и при аренде.

 

Следующим отличием является то, что при предоставлении займа нельзя иметь с этого никакую выгоду. В отличие от этого, при возникновении задолженности при продаже в рассрочку, цена товара почти всегда дороже, чем стоимость этого же товара при мгновенной оплате, из чего следует, что дополнительная выгода в этом случае получается именно за счёт возникновения задолженности, то есть, долга. И на дозволенность этого имам аль-Багъауи приводил единогласное мнение ученых в «Шарх ас-сунна» 8/143.

Также если долг образовался в результате торговых взаимоотношений, а у кредитора находится залоговое имущество, то он с разрешения залогодателя может его использовать, но лишь в период срока самой рассрочки, а не дополнительной отсрочки. В отличие от этого, когда залоговое имущество у него находится по причине предоставленного им займа, тогда ему запрещено им пользоваться даже с разрешения залогодателя. (См. Постоянный Комитет по Научным Исследованиям и Фетвам. Вопрос №20224)

Поэтому ошибкой будет сказать: «Всякая выгода, связанная с долгом, является ростовщичеством».

Однако правильно говорить именно так, как говорят учёные:

كل قرض جر نفعاً فهو ربا

«Всякая выгода, получаемая от предоставления займа, является ростовщичеством»

Несомненно вопрос требует дополнительного изучения и исследования доводов обеих сторон, однако хотел обратить внимание на этот момент, чтобы вы разделяли между этими понятиями, тем более, что ахкамы, связанные с ними сильно отличаются. Плюс к этому, чтобы при займе не говорили, что установление срока является Сунной, максимум, что можно сказать, что это дозволено, исходя из мнения Ибн Умара, Малика и тех, кто его выбрал.

Подробнее обо всём об этом можете почитать:

الموسوعة الفقهية الكويتية 2/23، الفِقْهُ الإسلاميُّ وأدلَّتُهُ للزُّحَيْلِي 5/439 ، حاشية ابن عابدين 4/177، المهذب 1/303، المغني 4/315، المعونة للقاضي عبدالوهاب 2/1000، الكافي لابن عبدالبر 359.

Мы просим Аллаха, чтоб Он укрепил нас на Его религии до тех самых пор, когда мы встретим Его.


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=91


Поделиться: