С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Среди ученых существует известное разногласие по этому поводу. Большинство ученых из числа маликитов, шафиитов и ханбалитов считали, что гъусль в пятницу совершается именно для пятничной молитвы, и поэтому следует совершать гъусль в промежутке между рассветом и пятничной молитвой. См. “аль-Мухаззаб” 1/113, “И’анату-тталибин” 2/72, “Шарх аль-ирадат” 1/83.

Однако некоторые маликиты говорили, что не должно быть разрыва между гъуслем и пятничной молитвой сном или употреблением пищи, кроме как если это делается в мечети. См. “Хашия аль-‘Адауи” 1/379.

А некоторые ханафиты сказали, что человек должен совершить пятничную молитву именно с этим гъуслем, и если взяв гъусль, человек нарушит омовение, он обязан его переделать. И этого мнения придерживался имам Абу Юсуф. См. “Шарх Фатх аль-Къадир” 1/67.

Другое мнение состоит в том, что гъусль можно совершить в любое время дня и ночи пятницы. Этого мнения были ханафиты и имам Ибн Хазм. См. “аль-Мухалля” 2/19, “Хашия Ибн Абидин” 1/169.

Что же касается доводов тех, кто считал что гъусль связан с пятничным днем, а не с пятничной молитвой, то они приводили в качестве довода обобщенные хадисы, как: «Гъусль в пятницу уаджиб для каждого совершеннолетнего!» аль-Бухари 879, Муслим 846.

А также хадис: «Каждый мусульманин обязан искупаться раз в семь дней!» аль-Бухари 878, Муслим 849.

Также они опирались на хадис ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “По пятницам люди постоянно приходили на молитву из своих жилищ, а также из окрестностей Медины. Они добирались до мечети по пыли, покрывавшей их вместе с потом, и пот выступал на их телах. Один из них пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда он находился у меня, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы только вы очищались в этот ваш день!» аль-Бухари 902, Муслим 847.

Сторонники этого мнения сказали, что в этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал гъусль именно с пятничным днем, а не молитвой.

Однако данный хадис является доводом больше для сторонников первого мнения, что станет ясно ин ша-Аллах после ознакомления с их доводами. Из числа доводов ученых, связавших гъусль в пятницу именно с пятничной молитвой, следующие:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас явится на пятничную молитву, пусть совершит гъусль!» аль-Бухари 919.

Также среди их доводов многие хадисы, в которых сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) связывает гъусль именно с молитвой, как например хадис: «Человек, который в пятницу совершит такой же гъусль, какой следует совершать после большого “осквернения” (джанаба), а затем пораньше отправится на молитву, подобен принесшему в жертву Аллаху верблюда; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву корову; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву рогатого барана; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву курицу; а отправляющийся еще позднее – пожертвовавшему яйцо. Когда же выходит имам, ангелы являются, чтобы послушать слова поминания Аллаха». аль-Бухари 881, Муслим 850.

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто тщательно совершил полное омовение в пятницу, затем отправился на пятничную молитву пораньше, чтобы застать проповедь, и шел в мечеть пешком, а не верхом; приблизился к имаму, слушал проповедь внимательно, не отвлекаясь, то запишется ему за каждый его шаг награда, как за совершение ночных молитв и соблюдение поста в течении года». Ахмад 4/8, ат-Тирмизи 496, Абу Дауд 435. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнат.

В этих хадисах Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит: “совершил гъусл и отправился на пятничную молитву”, указывая на то, когда следует совершать гъусль в пятницу, и связывая его именно с пятничной молитвой, а не с пятничным днем.

‘Икрима рассказывал, что однажды пришли люди из числа жителей Ирака и сказали: “О Ибн ‘Аббас, считаешь ли ты, что гъусль в пятницу является обязательным?” Он сказал: “Нет. Однако это чище и лучше для того, кто искупается. Но тот, кто не искупается, то он не обязан этим. И я расскажу вам, как возникло правомочность гъусля (в пятницу). В то время люди трудились, одевались в одежду из шерсти и работали в поте лица. Их мечеть была тесной и с низким потолком. И однажды днем, когда стояла жара, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел, а люди так вспотели в этой шерстяной одежде, что от них исходил запах, которым они причиняли неудобство друг другу. Когда же Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) почувствовал этот запах, он сказал: «О люди! Когда наступает этот день – искупайтесь, и будет лучше, если вы используете масла или благовония, которые найдете». Абу Дауд 353. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Таким образом, эти хадисы поясняют причину веления соврешать полное омовение в пятницу, и что оно связанно именно с пятничной молитвой.

Так же это мнение подтверждает и понимание сподвижников. Сообщается, что когда Умар ибн аль-Хаттаб произносил пятничную хутбу, зашел опоздавшим один из числа первых мухаджиров (в некоторых версиях сообщается, что это был Усман), и когда он сказал, что задержался и взял малое омовение, Умар сказал ему: “Тебе ведь известно, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал совершать гъусль!” аль-Бухари 878, Муслим 845.

В этом указание на то, что гъусль связан именно с пятничной молитвой, а не днем, так как если бы гъусль был связан с пятничным днем, то не было бы смысла Умару говорить о нем, ибо опоздавший вполне мог совершить гъусль и после пятничной молитвы!

На основании всего сказанного следует, что мнение большинства ученых, считавших что гъусль в пятницу связан именно с пятничной молитвой, является сильнее. Однако гъусль связан с пятничной молитвой не по причине того, что без него пятничная молитва недействительна или же что он является условием для этой молитвы, на подобии совершения омовения после его нарушения, нет! Гусль связан именно с чистотой для прихода на пятничную молитву, что становится ясным из упомянутых выше хадисов. См. “Ахкаму-ттахара” 11/176.

Ведь если человек совершил гъусль и отправился по раньше на пятничную молитву, чтобы быть в числе первых и заработать великую награду, однако находился в ожидании пятничной молитвы скажем час-два в процессе чего пожелал справить нужду, после чего взял малое омовение, то нельзя же даже подумать о том, что он не совершил требуемого гъусля в пятницу и лишился награды?! Или более того, что он обязан переделать гъусль?! Конечно же нет!

Уа-Ллаху а’лям.

 

Кстати, хотел дополнить, прочитав опять вышеупомянутые вопросы:

Тот, кто не идет на пятничную молитву по причине, или же из-за того, что эта молитва для него не обязательна, как в случае женщин, тот не обязан купаться в пятницу. Это мнение ханафитов, маликитов и правильное мнение в мазхабе шафиитов. См. “Фатауа аль-хиндия” 1/16, “Хашия ад-Дусукъи” 1/384, “Минхаджу-тталибин” 1/22.

И мсходя из упомянутого выше, что гъусль в пятницу связан именно с посещением пятничной молитвы, это мнение является правильным. А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас явится на пятничную молитву, пусть совершит гъусль!» аль-Бухари 919.

 

А что касается вопроса обязательности гъусля в пятницу, то относительно этого вопроса есть известное разногласие даже среди сподвижников.

Уа-Ллаху а’лям.


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=21216


Поделиться: