С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Воистину, месяц Зуль-Хидджа является величайшим месяцем в Исламе, который избрал Всевышний Аллах. А первые десять дней этого месяца являются самыми лучшими и величайшими днями года. Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшими днями этого мира являются десять первых дней месяца Зуль-Хидджа!» аль-Баззар 1128, Абу Я’ля 2090, Ибн Хиббан 1006. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 4/17, “Сахих ат-Таргъиб” 1150.

Причина выделения этих десяти дней месяца Зуль-Хидджа в том, что в эти величайшие дни собираются важнейшие виды поклонения и обряды Ислама, как молитва, пост, садакъа, хадж, праздничное жертвоприношение (удхия), праздничные такбиры и прочие обряды поклонения, которые не собираются разом в иное время.

Что же касается данной статьи, то с позволения Аллаха в ней пойдёт речь непосредственно о таком величайшем виде поклонения, как пост, который является узаконенным и весьма желательным в первые девять дней месяца Зуль-Хидджа.

Есть множество обобщённых пророческих хадисов, побуждающих к посту, без конкретизации времени и места, и среди них следующий известный хадис:

Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Вели мне делать что-нибудь такое, что позволит войти мне в Рай”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тебе следует соблюдать пост, ибо поистине, нет ничего равного ему». А потом я пришёл к нему ещё раз, и он снова сказал: «Тебе следует поститься». Ахмад 5/249, ан-Насаи 2220, Ибн Хиббан 3425. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 4044.

Что же касается непосредственного выделения постом десяти дней Зуль-Хадджа, то касательно этого передаются некоторые хадисы, однако все они не лишены недостатков. Но более сильным хадисом этой главы является следующий:

Сообщается со слов жены Хунайда ибн Халида (да будет доволен им Аллах), что некоторые жёны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказывали: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день ‘Ашура, в течение девяти дней месяца Зуль-Хидджа, три дня каждый месяц, и понедельник с четвергом”. Ахмад 6/288, Абу Дауд 2437, ан-Насаи 2372, 2417, аль-Байхакъи 285.

Но относительно достоверности и этого хадиса существует разногласие среди учёных, как говорил хафиз Ибн Раджаб: “Относительно его иснада есть разногласия”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 368.

Все передатчики этого хадиса заслуживают доверия, однако основная причина спора учёных – это жена Хунайда, с чьих слов передается данный хадис. Некоторые имамы считали, что она является неизвестным передатчиком, по причине чего ослабляли этот хадис. Однако хафиз Ибн Хаджар считал, что она была сподвижницей. Он говорил: “Этот хадис передал Хунайда ибн Халид со слов своей жены, которая передала его со слов матери правоверных, а это Хафса. Что касается жены Хунайда, то я не нашёл её имени, но она была сподвижницей. Также этот хадис передается со слов Умм Салямы – жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Такъриб ат-тахзиб” 763.

Общеизвестно, что все сподвижники заслуживают доверия и являются надёжными, а неизвестность имени сподвижника не вредит достоверности хадиса. См. “ат-Тагъликъ ат-та’ликъ” 5/21, “Фатх аль-Бари” 10/24.

Кстати, имамы Ибн Хиббан, Ибн Мандах и Ибн ‘Абдуль-Барр считали, что и сам Хунайда ибн Халид то же был сподвижником. См. “ас-Сикъат” 3/284, “аль-Исаба” 6/294.

Также обсуждаемый хадис усиливается и другим хадисом, уже со слов самого Хунайда, а не его жены, что Хафса (да будет доволен ею Аллах) – жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказывала: “Четыре вещи не оставлял Пророк (мир ему и благословение Аллаха): пост в день ‘Ашура, пост в десять дней Зуль-Хидджа, пост три дня каждый месяц и два рак’ата перед утренней молитвой”. Ахмад 6/287, Ибн Хиббан 6422.

Но в этой версии хадиса есть передатчик по имени Абу Исхакъ аль-Ашджа’и, который является неизвестным.

Что же касается обсуждаемого хадиса, то многие учёные посчитали его достоверным в силу существования подтверждающих его свидетельств. И среди тех, кто подтвердил достоверность этого хадиса: Ибн Хиббан, ас-Суюты, Сыддыкъ Хасан Хан, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Мухаммад аль-Асьюби, и др. См. “Сахих Ибн Хиббан” 14/332, “аль-Джами’ ас-сагъир” 7078, “ар-Раудату-надийя” 1/556, “ат-Та’ликъат аль-джияд” 4/38, “Сахих Сунан Абу Дауд” 2106, “Тахридж Джами’ аль-усуль” 6/320, “Шарх Сунан ан-Насаи” 21/282 и 338.

А Мухиббуддин ат-Табари аш-Шафи’и сказал: “Хадисы, побуждающие соблюдать пост в дни Зуль-Хидджа, являются достоверными”. См. “Гъаятуль-ахкам фи ахадис аль-ахкам” 4/473.

Также хадис о посте в течение девяти первых дней месяца Зуль-Хидджа назвали достоверным учёные Постоянного комитета в лице Ибн База, ‘Абду-р-Раззакъа ‘Афифи, ‘Абдуллаха ибн Гъудаяна и ‘Абдуллаха ибн Къу’уда. См. “Фатауа аль-Ляджна” 12/467.

Также многие имамы опирались на хадис от Хунайды и приводили его в своих сборниках в качестве довода на желательность соблюдения поста в первые девять дней месяца Зуль-Хидджа. Например, имам Абу Дауд привёл обсуждаемый хадис в своём сборнике и назвал главу следующим образом: «О посте в десять дней Зуль-Хидджа». См. “Сунан Абу Дауд” 2/815.

И имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе указание на желательность соблюдения поста в десять дней Зуль-Хидджа”. См. “Найлюль-аутар” 2/284.

Но даже если не брать в расчёт хадис от Хунайда, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост девяти дней месяца Зуль-Хидджа, то указанием на желательность этого служит хадис, чья достоверность не вызывала сомнений и разногласий среди учёных: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершённые в первые десять дней месяца Зуль-Хидджа!» аль-Бухари 2/162, Абу Дауд 2438, ат-Тирмизи 757.

А разве пост не относится к благодеяниям?! Поистине, пост является наилучшим из благодеяний, как на это указывал хадис, упоминавшийся в начале: «Тебе следует соблюдать пост, ибо поистине, нет ничего равного ему». Ахмад 5/249, ан-Насаи 2220, Ибн Хиббан 3425. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 4044.

Имам Ибн Маджах привёл хадис: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хидджа» в своём сборнике в главе: «О посте в десять дней Зуль-Хидджа». См. “Сунан Ибн Маджах” 1/550.

Хафиз Ибн Хаджар относительно этого хадиса сказал: “Этот хадис использовали в качестве довода на достоинство поста в десять дней Зуль-Хидджа, исходя из того, что пост относится к числу благодеяний”. См. “Фатх аль-Бари” 2/534.

 

Ответ на хадис от ‘Аиши, что она никогда не видела Пророка (мир ему и благословение Аллаха) постящимся в десять дней Зуль-Хидджа

 

Следует отметить, что некоторые учёные считали, что на слабость хадиса от Хунайда о посте в девять дней Зуль-Хидджа указывает то, что он противоречит словам ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), сказавшей: “Я никогда не видела, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в десять дней Зуль-Хидджа”. Муслим 1176.

Ответ на этот аргумент:

Во-первых, несмотря на то, что данный хадис приводится в «ас-Сахих» имама Муслима, относительно его достоверности есть сомнения не меньше, чем в хадисе от Хунайда, о чём говорил имам Ахмад. См. “Итхаф ахль аль-Ислям би хусусыят ас-сыям” 328.

А такие великие имамы в науке хадисоведения, как Абу Хатим, Абу Зур’а и ад-Даракъутни считали этот хадис прерванным (мурсаль), поскольку в его цепи пропущен один передатчик. См. “аль-‘Иляль” 5/129, имама ад-Даракъутни и “аль-‘Иляль” 1/264, имама Ибн Аби Хатима.

Во-вторых, даже если признать однозначную достоверность этого хадиса, то в нём нет указания на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не постился в течение девяти дней Зуль-Хидджа. ‘Аиша говорит, что она не видела этого, а не видение ею этого, не означает отсутствие такого факта. Более того, если понимать эти слова буквально, то выходит, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не постился даже девятого Зуль-Хидджа, который является величайшим днём ‘Арафа, а этого просто быть не может.

А что касается некоторых имамов, которые опираясь на этот хадис ‘Аиши посчитали, что пост в течение десяти дней Зуль-Хидджа нежелателен, то это весьма слабое мнение. Поэтому Къады ‘Ийяд в комментарии к хадису ‘Аиши сказал: “На этот хадис не следует опираться в отношении того, что пост в течение девяти дней Зуль-Хидджа является нежелательным!” См. “Икмаль аль-му’лим” 4/159.

Также и Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби в отношении этого хадиса сказал: “С этого хадиса не понимается, что поститься в эти дни нежелательно. Наоборот, благодеяния в эти дни лучше, чем в иное время”. См. “аль-Муфлих” 3/253.

А имам Ибн Хузайма, приведя хадис ‘Аиши в своем сборнике, назвал главу следующим образом: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставлял некоторые добровольные деяния, даже если желал их совершать по причине того, что опасался, что это деяние будет вменено в обязанность его общине, ибо он любил облегчать для людей их обязательства”. См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/293.

Имам ат-Тахауи сказал: “Каким образом деяния в эти десять дней могут быть самыми лучшими, и при этом разногласить касательно поста, если пост также из числа наилучших деяний? Ответом нашим с помощью Аллаха на это является следующее: Быть может, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не постился в эти дни, как это передаёт ‘Аиша, чтобы не ослабнуть по причине поста и не оставить те деяния, которые выше по положению, чем пост, к чему относится молитва, поминание Аллаха и чтение Корана. Передаётся от ‘Абду-р-Рахмана ибн Язида, что Ибн Мас’уд редко постился, а если постился, то по три дня каждый месяц, и он говорил: «Поистине, когда я пощусь, то ослабеваю в отношении молитвы, а молитва любимей для меня, чем пост»”. См. “Мушкиль аль-асар” 6/472.

Имам аль-Байхакъи, упомянув хадисы Хунайда и ‘Аиши, сказал: “Утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим, учитывая также и приведенный раннее хадис от Ибн ‘Аббаса”. См. “Сунан аль-Байхакъи” 4/274.

Речь идёт о хадисе, переданном от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершённые в первые десять дней месяца Зуль-Хидджа». аль-Бухари 2/162, Абу Дауд 2438, ат-Тирмизи 757.

Хафиз ан-Науауи сказал: “Может быть Пророк (мир ему и благословение Аллаха) болел в эти дни, или же был в пути, или может сама ‘Аиша не видела, как он постился в эти дни. И на такое объяснение указывает хадис от жены Хунайда ибн Халида, которая рассказала, что некоторые жёны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) видели его постящимся в течение девяти дней Зуль-Хидджа”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/50.

Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: “Не видение и незнание ‘Аиши не указывает на не существование этого”. См. “ар-Раудату-надийя” 1/556.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Относительно соблюдения поста в дни Зуль-Хидджа передаются два противоположных по смыслу хадиса. В одном хадисе сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не соблюдал пост в эти дни, а в другом сказано, что он постился в течении этих дней. Имам Ахмад относительно этих хадисов говорил: «Поистине, утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим». Некоторые учёные отдавали предпочтение отрицающему хадису, считая его более достоверным, однако имам Ахмад считал оба хадиса достоверными, и говорил: «Поистине, утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим»”. См. «Шарх аль-Мумти’» 5/19.

 

Слова сподвижников, саляфов и представителей мазхабов о желательности поста в девять дней Зуль-Хидджа

 

Ранее были приведены доводы касательно правомочности и желательности соблюдения поста в течение первых девяти дней месяца Зуль-Хидджа. И желательность соблюдения поста в девять дней Зуль-Хидджа была известна и распространена также среди сподвижников и саляфов, что усиливает этот факт:

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Нет более любимых для меня дней, в которые я пожелал бы возместить (пропущенные) дни Рамадана, чем десять дней (Зуль-Хидджа)”. ‘Абду-р-Раззакъ 7714, аль-Байхакъи 8468. Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность иснада. См. “Фатх аль-Бари” 4/189.

Имам Абу ‘Убайда об этом асаре ‘Умара сказал: “Мы считаем, что ‘Умар любил пост в эти десять дней Зуль-Хидджа и не желал того, чтобы человек упускал пост этих дней, желая соблюдать в эти дни добровольный пост. Но если на нём был долг Рамадана, то он не желал начинать соблюдать добровольный пост в то время, как на нём оставался обязательный (невозмещённый) пост. И он говорил, чтобы возмещали эти дни (пропущенные в Рамадан) в эти десять дней. Таким образом, человек не будет тем, кто не постился в эти дни, и не будет тем, кто начал с соблюдения добровольного поста прежде обязательного, объединяя, таким образом, оба деяния. И смысл этого его высказывания не в том, что желательно откладывать возмещение пропущенных дней Рамадана до наступления десяти дней Зуль-Хидджа. Однако речь о том, кто не специально застиг наступление этих десяти дней, не возместив пропущенные дни Рамадана”. См. “Гъариб аль-хадис” 3/398.

‘Усман ибн Маухиб рассказывал: “Я слышал, как Абу Хурайру (да будет доволен им Аллах) один человек спросил: “Поистине, на мне не возмещенные дни поста Рамадана, могу ли я соблюдать добровольный пост десяти дней Зуль-Хидджа (не возместив пост Рамадана)?” На это Абу Хурайра ответил: «Нет». Тот спросил: “Почему?!” Абу Хурайра сказал: «Начинай с того, что ты должен вернуть Аллаху, а затем держи добровольный пост!»” Ибн Аби Шейба 9770, аль-Байхакъи 4/275. Шейх Закария аль-Бакистани и шейх Са’д аш-Шасри подтвердили достоверность. См. “Ма сахх мин асар ас-сахаба” 2/667, “Тахридж аль-Мусаннаф” 6/61.

Аль-Хурр ибн ас-Саббах сказал: “Я жил по соседству с Ибн ‘Умаром (да будет доволен им Аллах), и видел, как он постился в десять дней Зуль-Хидджа”. Ибн аль-Джа’д в “аль-Муснад” 2338, Ибн Аби ад-Дунья в “Фадлю ‘ашри мин Зиль-Хидджа” 7.

В этих сообщениях указание на то, что пост в десять дней Зуль-Хидджа был известен во времена сподвижников, и что саляфы придавали посту в эти дни особое значение.

Также о желательности соблюдения поста в эти дни передается от многих саляфов, среди которых такие таби’ины, как Са’ид ибн аль-Мусайиб, Мухаммад ибн Сирин, Са’ид ибн Джубайр, Муджахид, ‘Ата, Къатада, аль-Хасан аль-Басри, и др. См. “аль-Мусаннаф” 4/293, “Лятаиф аль-ма’ариф” 369.

А аль-Хасан аль-Басри говорил: “Пост одного дня из десяти дней (Зуль-Хидджа) приравнивается к двухмесячному посту”. ‘Абду-р-Раззакъ 8126, ат-Табарани в “Фадлю ‘ашри Зиль-Хидджа” 25. Иснад хороший.

Также о желательности соблюдения поста в эти дни передаётся от представителей всех мазхабов, включая ханафитов, маликитов, шафиитов, ханбалитов и захиритов. См. “Фатауа аль-Хиндия” 1/201, “Шарх мухтасар Халиль” 2/119, “аль-Мугъни аль-мухтадж” 1/446, “аль-Инсаф” 3/345, “аль-Мухалля” 7/19.

Хафиз Ибн Раджаб касательно желательности соблюдения поста в девять дней Зуль-Хидджа сказал: “И это мнение большинства учёных”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 368.

Более того, некоторые учёные передавали даже единогласное мнение по поводу желательности поста в эти дни. Так, в известной энциклопедии по фикъху говорится: “Единодушны факъихи в том, что поститься в первые восемь дней Зуль-Хидджа, которые до дня ‘Арафа, поститься желательно. А маликиты и шафииты утверждали, что пост в эти восемь дней является узаконенным и для паломников, совершающих в это время Хадж”. См. “Маусу’а аль-фикъхийя” 28/91.

В этом единогласии говорится именно о восьми днях Зуль-Хидджа по причине того, что в отношении желательности соблюдении поста в день ‘Арафа непосредственно паломником было разногласие среди учёных.

 

Под постом в «десять дней» Зуль-Хидджа речь идёт о «девяти днях»

 

Следует отметить, что когда в некоторых версиях хадиса или словах имамов говорится о посте в десять дней Зуль-Хидджа, то речь идёт именно о девяти днях, а десять упоминается лишь как первая декада, так как в десятый день нельзя соблюдать пост, поскольку это праздник аль-‘Идд – день Жертвоприношения!

Сказал ан-Науауи: “Под постом в десять дней Зуль-Хидджа подразумевается первые девять дней”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/71.

Сказал Ибн Раджаб: “Когда упоминается пост наряду с десятью днями Зуль-Хидджа, то речь идёт о девяти днях, в которые дозволяется поститься”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 368.

 

О сообщениях от ‘Умара и ‘Али (да будет доволен ими Аллах) о возмещении поста Рамадана в десять дней Зуль-Хидджа

 

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Нет проблем в том, чтобы возмещать пропущенные дни Рамадана в десять дней Зуль-Хидджа”. Ибн Аби Шейба 9768.

Также уже упоминались и другие достоверные слова от ‘Умар: “Нет более любимых для меня дней, в которые я пожелал бы возместить (пропущенные) дни Рамадана, чем десять дней (Зуль-Хидджа)”. ‘Абду-р-Раззакъ 7714, аль-Байхакъи 8468.

Но передаётся от ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), что он наоборот, запрещал возмещать пропущенные дни Рамадана в десять дней Зуль-Хидджа. Ибн Аби Шейба 9769.

Однако хафиз Ибн Хаджар назвал это сообщение от ‘Али слабым, но затем привёл слова имама Ибн аль-Мунзира, сказавшего: “С достоверным иснадом подобное (о порицании возмещать дни Рамадана в десять дней Зуль-Хидджа) передаётся от аль-Хасана (аль-Басри) и аз-Зухри, но нет у них довода на это”. См. “Фатх аль-Бари” 4/189.

Исхакъ аль-Каусадж рассказывал, что спросил имама Исхакъа ибн Рахауайха: «Те, кто говорит о том, что пропущенные дни Рамадана не возмещаются в Зуль-Хидджа, на основании чего они это порицают?» Исхакъ ответил: “Это дозволено. А те, кто порицал подобное, желали тем самым, чтобы эти дни провели в добровольном посте из-за желательности совершения благодеяний в эти дни”. См. “Масаиль Ахмад уа Исхакъ” 703.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Сообщения от ‘Умара и ‘Али, да будет доволен ими обоими Аллах, противоречивы касательно возмещения Рамадана в десять дней Зуль-Хидджа. ‘Умар считал желательным этот поступок из-за достоинства этих дней. И, следовательно, возмещение пропущенных дней Рамадана в эти дни лучше, чем их возмещение в иное время, что указывает на превосходства обязательных деяний над добровольными деяниями и увеличение за них награды в эти дни. А ‘Али запрещал это, и от Ахмада передаётся относительно этого вопроса два мнения. А что касается мнения ‘Али, то его пояснили тем, что возмещение пропущенных дней Рамадана в эти десять дней становятся причиной упущения достоинства соблюдения добровольного поста в эти дни. Так пояснили это имам Ахмад и другие”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 372.

В любом случае, сообщение от ‘Умара достоверное, а от ‘Али – нет, как это сказал хафиз Ибн Хаджар. Ведь от ‘Али это сообщение передаёт передатчик по имени аль-Харис, которого многие имамы обвиняли во лжи. Следовательно, нет никаких проблем в том, чтобы кто-то возмещал пропущенные дни Рамадана именно в эти десять дней Зуль-Хидджа, более того, по мнению ‘Умара это даже желательно.

Но как пояснил имам Абу ‘Убайда сообщение ‘Умара: “Смысл его высказывания не в том, что желательно откладывать возмещения пропущенных дней Рамадана до наступления десяти дней Зуль-Хидджа. Однако речь о том, кто не специально застиг наступление этих десяти дней, не возместив пропущенные дни Рамадана”. См. “Гъариб аль-хадис” 3/398.

Также ни в словах ‘Умара, ни в словах процитированных имамов нет указания на то, что речь идёт про объединения намерения возмещением пропущенных дней Рамадана и добровольным постом в десять дней Зуль-Хидджа.

Это же понимание передаётся и от другого сподвижника – Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):

‘Усман ибн Маухиб рассказывал: “Я слышал, как Абу Хурайру (да будет доволен им Аллах) один человек спросил: “Поистине, на мне не возмещенные дни поста Рамадана, могу ли я соблюдать добровольный пост десяти дней Зуль-Хидджа (не возместив пост Рамадана)?” На это Абу Хурайра ответил: «Нет». Тот спросил: “Почему?!” Абу Хурайра сказал: «Начинай с того, что ты должен вернуть Аллаху, а затем держи добровольный пост!»” Ибн Аби Шейба 9770, аль-Байхакъи 4/275. Шейх Са’д аш-Шасри подтвердил достоверность. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” 6/61.

Если бы можно было или даже было желательным объединять два вида поста, то Абу Хурайра посоветовал бы объединить спросившего оба поста одним намерением.

 

О соблюдении поста в величайший день ‘Арафа – девятого Зуль-Хидджа

 

Как нам стало ясно, является Сунной соблюдать пост в первые девять дней месяца Зуль-Хидджа. И не является обязательным условием соблюдать пост во все девять дней, можно поститься как все девять дней, так и в любые дни из них.

Однако из первых девяти дней наиболее желательным является соблюдение поста в девятый день Зуль-Хидджа – в величайший день ‘Арафа, что имеет великое достоинство и служит искуплением грехов, совершённых в течение двух лет. Со слов Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост в день ‘Арафа служит искуплением грехов прошлого и настоящего года». Муслим 1162.

Дауд ибн Шабур сказал: «‘Ата не соблюдал пост в день ‘Арафа, пока до него не дошёл этот хадис». Ибн Аби Хайсама в “ат-Тарих” 609.

В этом хадисе содержится указание на великую милость и щедрость Всевышнего Аллаха по отношению к Своим рабам, который даровал лёгкую возможность заработать великую награду тем, кто не смог совершить Хадж!

Также со слов Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост дня ‘Арафа приравнивается к посту в течение двух лет, а пост в день ‘Ашура приравнивается к посту в течение года». ан-Насаи в “Сунан аль-кубра” 2806, Ибн Аби ад-Дунья в “Фадлю ‘ашри мин Зиль-Хидджа” 13, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 3484. Иснад хадиса достоверный. См. “Тахридж Фадль ‘ашри мин Зиль-Хидджа” 40.

Са’ид ибн Джубайр сказал: “Однажды один человек спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) о посте в день ‘Арафа, и Ибн ‘Умар сказал: «Когда мы были вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то приравнивали пост в этот день к посту в течение двух лет»”. ат-Табарани в “аль-Аусат” 751. Хафизы аль-Мунзири, аль-Хайсами и аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. “Сахих ат-Таргъиб” 1014, “Маджма’у-ззауаид” 3/190.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Нет в году такого дня, соблюдение поста в который был бы для меня любимей, чем в день ‘Арафа!” Ибн Аби Шейба 9976. Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” 6/110.

Имам Ибн Муфлих аль-Ханбали сказал: “Является желательным соблюдать пост в течение десяти дней Зуль-Хидджа, и в частности девятого числа, а это – день ‘Арафа, по единогласному мнению”. См. «аль-Фуру’» 3/108.

 

О том, что совершающему Хадж лучше не поститься в день ‘Арафа

 

Людям, совершающим Хадж, лучше не соблюдать пост в день ‘Арафа, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не постился в этот день во время Хаджа. И пост в этот день для паломников порицали маликиты, шафииты и ханбалиты. См. «Мауахиб аль-джалиль» (3/312), «аль-Маджму’» (6/380), «аль-Фуру’» (5/88).

Умм Фадль (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “В день стояния на горе ‘Арафа у людей возникли сомнения относительно того, постился Пророк (мир ему и благословение Аллаха) или нет, и тогда я отнесла ему питье, и он выпил его”. аль-Бухари 1658.

‘Икрима рассказывал: “Однажды я зашёл к Абу Хурайре (да будет доволен им Аллах) и спросил его о посте в день ‘Арафа, совершающими Хадж, и он сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал соблюдать пост в день ‘Арафа тем, кто совершал Хадж”. Ахмад 2/304, Абу Дауд 2440, аль-Бухари в “ат-Тарих” 7/4425.

Относительно достоверности этого хадиса среди учёных есть разногласия, однако Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби и Ахмад Шакир считали его достоверным.

Это сообщение также усиливается и тем, что ‘Умар, Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах) так же порицали соблюдение поста в день ‘Арафа совершающими Хадж. См. “аль-Мусаннаф” 7820, ‘Абдур-Раззакъа, “Сунан аль-кубра” 2823, 2824, ан-Насаи.

Но в действительности однозначный запрет на соблюдение поста в день ‘Арафа совершающим Хадж не установлен, и лучше сказать, что это не является Сунной.

‘Ата рассказывал: “Когда ‘Абдуллах ибн ‘Аббас позвал для угощения в день ‘Арафа к себе своего брата – аль-Фадля ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах), аль-Фадль ответил: «Поистине, я соблюдаю пост». Тогда ‘Абдуллах ибн ‘Аббас сказал: «Не постись, ибо, поистине, когда к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) отнесли в день ‘Арафа стакан молока, он выпило его. Поэтому не постись в этот день, ибо, поистине, люди следуют вашему примеру»”. ат-Табари в “Тахзиб аль-Асар” 4/347. Имам Ибн Джарир ат-Табари подтвердил достоверность.

Абу Наджих рассказывал: “Когда Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах) спросили о посте в день ‘Арафа совершающими Хадж, он ответил: «Я совершал Хадж вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и он не постился в этот день; совершал Хадж с Абу Бакром, и он не постился в этот день; совершал его с ‘Умаром, и он не постился; с ‘Усманом, и он не постился. И я не пощусь в этот день, но я не повелеваю соблюдать пост в этот день другим и не запрещаю этого»”. Ахмад (2/73), ат-Тирмизи (751). Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи и Ибн Джарир ат-Табари, а также шейхи Ахмад Шакир и аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Тахзиб аль-асар” (1/355), “Тахридж аль-Муснад” (5420), “Сахих Сунан ат-Тирмизи” (751).

Имам Ибн аль-Асрам, обсуждая положение поста в десять дней Зуль-Хидджа, в заключении сказал: “Дело касательно этой главы обстоит так, что пост в день ‘Арафа и прочие десять дней Зуль-Хидджа помимо дня Жертвоприношения, является благим делом. А наилучшим из дней для поста является день ‘Арафа. Но не соблюдается пост в день ‘Арафа, совершающими Хадж”. См. “Насих аль-хадис” 182.

Имам аз-Захаби сказал: “Кто постился в день ‘Арафа (из паломников), несмотря на то, что ему известно о запрете на это и известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не постился в день ‘Арафа (во время Хаджа), как и никто из его сподвижников, насколько нам это известно, то он поступил неправильно. И Аллаху об этом ведомо лучше. Но мы не утверждаем однозначно от имени Аллаха, что Он не вознаградит за этот пост, однако его пост в ‘Арафа не будет искуплением грехов двух лет, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал это в отношении находящихся в своих городах, а не о путниках (совершающих Хадж)”. См. “ас-Сияр” 10/684.

 

О том, что десятого Зуль-Хидджа поститься запрещено

 

Несмотря на то, что благодеяния совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хидджа являются наилучшими, именно пост соблюдать десятого числа Зуль-Хидджа запрещено, так как это – день праздника Жертвоприношения, в который пост запрещен!

Со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба, Абу Са’ида аль-Худри и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается: “Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запрещал соблюдать пост двух дней: в день Разговения и в день Жертвоприношения”. аль-Бухари 1990, 1991, Муслим 1137, 1138.

Также от Абу Са’ида сообщается, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Я запрещаю вам соблюдать пост в дни праздников: Разговения и Жертвоприношения!» Абу Я’ля 2/377. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 2517.

Хафиз ан-Науауи и шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказали: “В том, что пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения является запретным, единогласны все учёные”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/15, “ар-Рауда ан-надийя” 1/566.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этих хадисах указание на то, что запрещено соблюдать пост в два праздничных дня, будь это пост, данный по обету, добровольный пост, возмещаемый пост или пост в качестве искупления. И касательно этого положения есть единогласное мнение”. См. “Фатх аль-Бари” 5/427.

И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!

 



Ссылка на форум
Поделиться: